Из-за новых санкций против России в Казахстане может подорожать бензин
Фото: Elements.envato.com
В начале января США объявили о новых санкциях против России. Это «прощальный подарок» от администрации Джо Байдена, которая скоро покинет Белый дом. Под удар попали свыше двухсот организаций, в том числе структуры «Газпромнефти». И среди них — компания «Газпромнефть-Казахстан», дочерняя организация российской корпорации.
У «Газпромнефти» в Казахстане собственная сеть АЗС, насчитывающая 78 станций в крупнейших городах. Возникает резонный вопрос: что теперь будет с компанией и с ценами на бензин в Казахстане? Ответить на него журналисты Orda.kz попросили экспертов.
«Санкции США против компании „Газпромнефть-Казахстан“ могут заметно повлиять на топливный рынок нашей страны, ведь эта сеть — одна из крупнейших. Если санкции ограничат работу компании, это может привести к перебоям в поставках топлива и, как следствие, к росту цен», — говорит экономист Ануар Бахитханов.
Все «дочки» российской «Газпромнефти» автоматически попадают под блокирующие санкции США. А это значит, что Казахстан рискует стать целью вторичных ограничений. Самые очевидные последствия — вероятный дефицит топлива и рост цен на бензин.
Член общественного совета при Минэнерго, основатель телеграм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов уверен: в том, что «Газпромнефть-Казахстан» попала под санкции, нет ничего хорошего. Эксперт напоминает, что Казахстан не обеспечивает себя нефтепродуктами на 100 %. Импорт из России, по его словам, составляет 300 тыс. тонн бензина, 350 тыс. тонн дизельного топлива, столько же авиатоплива и около 500 тыс. тонн гудрона или битума. Этот объём — своего рода «подстраховка» для отечественных НПЗ на случай нештатных ситуаций или на время ремонта.
«Тенденция у коллективного Запада — ограничить возможности для российского нефтегазового сектора. Поскольку мы очень зависим от него, от поставок нефтепродуктов, мы, конечно, тоже будем попадать под раздачу. И это будет проявляться либо в росте цен, либо в дефиците, либо и в том, и в другом. По бензинам, допустим, мы порядка пяти миллионов тонн производим и 300 тыс. тонн ещё импортируем из России. Кажется, что объём небольшой, но мы импортируем оттуда именно высококачественный 92-й, 95-й, 98-й бензины. И это могут ощутить автовладельцы, которые потребляют именно эти виды топлива», указывает Олжас Байдильдинов.
Аналитик обращает внимание, что Казахстан также производит довольно мало авиационного керосина: от миллиона до 1,1 млн тонн в год, ещё 300 тыс. тонн составляет импорт из РФ. То есть 20-30 % авиатоплива в стране — импортные. То же самое касается гудрона и битума, которые необходимы в строительной сфере и для ремонта дорог. Угроза вторичных санкций будет тормозить импорт нефтепродуктов, без которого Казахстану придётся нелегко.
«Как правило, все мировые банки (особенно европейские, но и наши в том числе) начинают избегать тех лиц и компаний, которые попали в SDN List, потому что формально Соединённые Штаты имеют право применить так называемые вторичные санкции. На чём это может отразиться? Например, банки перестанут обслуживать расчётные счета „Газпромнефти“ в Казахстане. Или, например, на заправках „Газпромнефти“ не будут работать карточки Visa и Mastercard. Придётся расплачиваться либо российскими картами, либо по старинке наличкой. Это и для „Газпромнефти“, и для Казахстана ничего хорошего не несёт, потому что это либо приведёт к ограничению и сворачиванию деятельности, либо к росту издержек и увеличению затрат», — объяснил Олжас Байдильдинов.
Вместе с тем у Казахстана есть разные варианты действий. Пока рано говорить о том, что сеть «Газпромнефти» могут передать другому иностранному инвестору, но такую вероятность отметать нельзя. Возможно, из-за санкций компании придётся расстаться c активами в Казахстане (как это ранее произошло с Bereke Bank, бывшей дочерней организацией российского «Сбера»).
«Возможен ребрендинг компании — это позволит сохранить бизнес, минимизировав влияние санкций. Ещё один сценарий — продажа активов иностранным инвесторам, например, из Китая или стран Персидского залива. Такие сделки могут помочь сохранить рабочие места и продолжить обслуживание клиентов», cчитает Ануар Бахитханов.
Развитие ситуации во многом будет зависеть от того, как казахстанские власти и банки воспримут санкции против «Газпромнефти».
«Насколько это может отразиться на наших ценах, на взаимодействии и в целом на поставках в Казахстан — пока этот вопрос открытый. Нужно время, чтобы понять, какие меры будет принимать государство», указывает Олжас Байдильдинов.
Так или иначе, очередные санкции в отношении компании с участием российского капитала показывают, насколько важно для Казахстана диверсифицировать рынок и снижать зависимость от РФ — экономическую и энергетическую.
«Да, в краткосрочной перспективе могут быть трудности, но в долгосрочной — это шанс привлечь новых игроков и укрепить экономику. Время покажет, какой путь выберут „Газпромнефть“ и Казахстан, но в любом случае это важный сигнал для пересмотра приоритетов и укрепления устойчивости нашего топливного сектора», — резюмирует Ануар Бахитханов.
Экономические ограничения против России оказывают на Казахстан всё более заметное влияние. Банки перестают обслуживать платёжные карты, казахстанские компании попадают в санкционные листы, а создание отечественного суперкомпьютера затягивается. Подробнее о том, как санкции против РФ влияют на Казахстан, читайте в наших материалах.
Авторы: Никита Дробны, Дмитрий Ким
Читайте также:
Лента новостей
- В Мангистауской области на берегу Каспия найдены сотни мёртвых тюленей
- В Риме частично обрушилась средневековая башня Конти: пострадали рабочие
- Кандидат во власть: кто может стать следующим президентом Казахстана?
- Где деньги, Зин? Мать Бишимбаева обвинила жену родственника в присвоении 990 тыс. долларов
- За разжигание розни карагандинка получила тюремный срок
- Продажи казахстанского урана выросли на треть
- Автомобиль протаранил лошадей во время игры в кокпар в Кызылординской области
- «Деньги возьму не в кабинете»: чиновник попался на взятке за землю в Актобе
- Глэмпинг на костях коррупции: что построят в «Городе кочевников» в Конаеве
- Первый снег уже скоро: Алматы готовится к зиме
- Жители Карагандинской области выступили против добычи угля
- Сами себя закопали: как Казахстан в очередной раз провалился на «Оскаре»
- Мужчина потрошил уток в президентском парке на глазах у ребёнка
- Режиссёр Рустем Омаров вернулся и с юмором ответил на критику
- Квартиры на вторичном рынке подешевели в крупных городах Казахстана
- Карагандинка, обвиняемая в разжигании розни, выступила с последним словом
- Еда хоть и дешевеет, но жить по-прежнему дорого в Казахстане
- Синоптики предупреждают: ноябрь будет снежным и с метелями
- Фирма внука Назарбаева провалила систему оповещения: чиновников ДЧС осудили в Алматы
- Расследование Бажкеновой: кто и как расхищал китайско-казахстанскую границу на миллиарды долларов



