Из-за критики не расстроился: Питер Фостер о высказываниях премьера о ценах на авиабилеты

cover Фото: Orda.kz

Несколько дней назад премьер-министр раскритиковал авиаперевозчиков из-за системы формирования цен на билеты. Однако развёрнуто предоставить свои аргументы на ситуацию у компаний не получилось. Чтобы узнать, есть ли конфликт между государством и рынком, корреспондент Orda.kz поговорил с президентом Air Astana и FlyArystan Питером Фостером

Компанию в одно время признавали лучшей в Центральной Азии и СНГ, а в другое грозились оштрафовать. Ещё в 2015 году Фостер получил за заслуги в развитии авиации Казахстана звание Кавалера ордена Британской империи. Но что происходит сейчас?

Позиция и приоритеты

Для начала бизнесмен предупредил, что всем нужно понимать то, как структурируется и формируются тарифы авиакомпаний:

«Динамичное ценообразование – это международная практика. В гостиничном бизнесе точно так же. Принцип сэкономить при этом прост: чем раньше купить билет, тем ниже и доступнее будет его цена. В случае с FlyArystan 54% тарифов реализуется по цене ниже 15 тысяч тенге. Соответственно, по мере приближения даты вылета цена будет выше. Однако все места по единому тарифу мы продавать не можем, так как за рейс получим несколько миллионов тенге. Эта сумма не покроет расходы за работу персонала, взлёт и посадку, топливо, иные услуга аэропорта и, конечно же, обслуживание самолета».

Питер Фостер уточнил, что средняя тарифная сетка на том или ином маршруте должна покрывать издержки авиакомпании, чтобы та эффективно продолжала свою работу. По его словам, действует такая тенденция практически в любом бизнесе, будь это торговля на базаре или фондовая биржа, отметил президент Air Astana:

«Надо принять во внимание, что прибыль идёт не всегда. Авиационная индустрия характеризуется в целом очень низкими показателями маржинальности, но её нельзя сравнивать с нефтегазовой отраслью, например. Но даже для нас средний показатель маржи за эти годы – приблизительно 5%. Условно, если билет стоит $1000, то чистая прибыль компании – $50. Гражданская авиация в Казахстане полностью зависит от рынка и руководствуются здесь именно рыночными отношениями. Однако мы, действительно, делаем всё возможное, чтобы удерживать цены на доступном уровне. Мы сохраняем и развиваем бизнес, а для этого нужно все заработанные деньги вкладывать в компанию».

Отношение к критике

Заседание в правительстве, на котором премьер-министр раскритиковал авиаперевозчиков за ценообразование, отметил Фостер, было коротким:

«Неустанно продолжаем повторять все эти аргументы. К сожалению, продолжить тогда обсуждение не вышло. Тем не менее абсолютно не расстроился из-за последующей критики. Это ведь диалог, который имеет право на существование. Более того, очень важно, чтобы мы были вовлечены в это, наряду с правительством и пассажирами. Это часть демократического процесса».

Питер Фостер добавил, что Air Astana – это казахстанская компания, а не его личная. Кроме того, он обратил внимание на соседей. Например, в Узбекистане государство полностью регулирует и финансирует авиаперевозчика за счёт налогоплательщиков. Возможно, казахстанцы смогут выбрать и такую модель. Всё это, по словам президента компании, на усмотрении правительства:

«Приоритетную модель дальнейшей работы выберет государство. Мы же со своей стороны отстаиваем точку зрения, что нынешняя модель успешно работает, а рынок, действительно, развивается. В любом случае выбор за народом Казахстана».

Сепарация FlyArystan от Air Astana

Питер Фостер также ответил, почему ещё рано думать об отделении дочерней компании. Причина, уверяет он, – в синергии, которая наблюдается сегодня между «дочкой» и «матерью».

«На данный момент FlyArystan – сравнительно небольшая авиакомпания. По определённым услугам и ресурсам они зависимы от нас. Несколько примеров: инженерно-технический персонал один для всех самолётов компании, так же, как и пилоты. Если бы они взяли выполнение всех услуг на себя, то это бы значительно увеличило расходную часть, что неизбежно привело бы к повышению тарифов. Это та ситуация, в которой мы все сейчас находимся. Конечно, в будущем наступит подходящий момент, и лоукостер начёт обеспечивать себя сам. Тогда и будут все основания, чтобы принимать такие решение», – заключил президент Air Astana.

Напомним, FlyArystan планируют выделить в качестве отдельного юридического лица в 2024 году. Об этом на заседании сената сообщил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Ыдырысов.

Лента новостей

все новости