«Из Нацфонда сделали дойную корову»: эксперты заговорили о необходимости расследования

cover Фото с сайта www.pikist.com

За последние несколько месяцев Национальный фонд Казахстана стал одним из главных ньюсмейкеров страны. Новости связаны с отчётом председателя Счётного комитета Натальи Годуновой перед парламентом, а также с итогами аудиторского отчёта, которые в совокупности усилили казахстанцев во мнении, что правительство нещадно проедает деньги фонда, и копилка в недалёком будущем может опустошиться.

Зачем казахстанцам нужен Национальный фонд?

Национальный фонд создали в 2000 году, его основные цели – формирование накоплений для будущих поколений и снижение зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках, то есть от нефтяных доходов.

За 2021 год в фонд поступило 62,4 трлн тенге, из этой суммы использовано 34,4 трлн тенге (гарантированные и целевые трансферты, расходы на управление Нацфондом), остаток на конец 2021 года составил 28 трлн тенге.

Во время проведения аудиторского отчёта в Счётном комитете пришли к выводу, что несбалансированность налогово-бюджетной политики и непоследовательность решений привели к потере накопительной и сберегательной функций Нацфонда с 2014 года. Так, искажено предназначение Нацфонда, изначально предполагающее направление его средств на поддержку экономики в периоды спада, с одновременным аккумулированием нефтяных доходов в период экономического развития для недопущения инфляционного роста.

«Из Нацфонда сделали дойную корову предыдущие правительства, увеличивая гарантированные трансферты в бюджет. Правительство создало ложное ощущение, что денег много», – заявил финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

Проверяющие из Счётного комитета посчитали обоснованным изъятие средств из фонда только в 2015–2016 годы и в 2020 году. По сути, фонд готовился для таких периодов, как локдаун, связанный с распространением коронавируса. Поэтому независимые эксперты также одобряют трату средств из него в 2020 году.

«В 2020 году была необходимость расходования средств Нацфонда для поддержки экономики в условиях пандемического кризиса. Это делали практически все страны мира», – отметил политолог Газиз Абишев.

В другие же периоды выделение трансфертов из Нацфонда осуществлялось без учёта циклов экономического развития и при экономическом росте отмечено активное использование фонда.

«На фоне непредсказуемой геополитической ситуации, анонсированного перехода к «зелёной» экономике и низкоуглеродной стратегии, продолжение такой практики хаотичного расходования накопленных в благоприятный период нефтяных сбережений создаёт все предпосылки к истощению Нацфонда. При расчёте из среднего объёма использования за последние пять лет средства Нацфонда, имеющиеся на конец 2021 года, равнозначны семи годам его использования (28 трлн тенге по 3,9 трлн тенге)», – говорится в отчёте Счётного комитета.

Вместе с тем интенсивное использование средств Нацфонда приводит к сокращению международных резервов страны, что влечёт значительные риски снижения суверенного рейтинга Казахстана и, как следствие, к увеличению стоимости внешнего заимствования для правительства в будущем.

Как распределяются деньги из Нацфонда?

Расходование Нацфонда осуществляется исключительно по трём направлениям: гарантированный и целевой трансферты в республиканский бюджет, а также покрытие затрат по управлению самим фондом.

Гарантированный трансферт до 2020 года не имел целевого назначения, с 2021 года выделяется на выплату солидарных пенсий и государственных базовых пенсионных выплат.

В свою очередь, целевой трансферт предусмотрен для финансирования:

– антикризисных программ в периоды спада экономики или замедления темпов роста экономики;

– социально значимых проектов национального масштаба, стратегически важных инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования.

Но в действующем законодательстве не прописаны критерии, позволяющие отнести расходы к антикризисным и социально значимым неокупаемым проектам. Поэтому чиновники на своё усмотрению решают, что финансировать из Нацфонда, а что нет.

Так, например, за счёт «копилки на чёрный день» финансировали ЭКСПО-2017.

«На ЭКСПО изначально в 2013 году планировали выделить 150 млрд тенге, тогда это было 1 млрд долларов. В конце оказалось, что потратили 2,1 млрд долларов, при этом по пути арестовали и осудили Талгата Ермегияева и других по делу о хищении нескольких миллиардов тенге. Это то, что вскрылось, а сколько того, что не вскрылось. И что в итоге мы получили на ЭКСПО? Его больше посетило казахстанцев, а не иностранцев, и то завидная часть из них была вынуждена прийти. При этом никакого рывка в развитии зелёной энергетики мы так и не совершили. Все эти усилия по развитию имиджа Казахстана не подняли нас ни в каких значимых рейтингах. Получается, что несколько миллиардов долларов из Нацфонда были выброшены на ветер», – считает Газиз Абишев.

В 2008 году президент Нурсултан Назарбаев поручил выделить 10 млрд долларов из средств Национального фонда правительству для преодоления проблем, вызванных мировым финансовым кризисом, из них около 4 млрд долларов было направлено на финансирование четырёх банков – Народный, Казкоммерцбанк, Альянс-банк и БТА.

«Понятно, что боролись с кризисом 2007-2009 годов, но сам президент Назарбаев в 2012 году на расширенном заседании заявил, что выдали 10 млрд долларов на поддержку банкам, часть денег непонятно куда делась. То есть, деньги где-то потерялись по пути», – заявил Абишев.

Политолог также напомнил о программе «Нурлы жол», на реализацию которой также выделялись средства из Нацфонда. На первые три года программы собирались выделять 8,2 млрд долларов.

«И какие результаты? В 2014 году, когда формировалась эта программа, в глобальном индексе конкурентоспособности по показателю «Инфраструктура» мы были на 62-м месте. Благодаря реализации этой программы планировали подняться на 57-е место в 2019 году. В итоге мы оказались на 67-м месте – не поднялись, а наоборот, опустились на пять позиций. Потому что было много хищений. В 2019 году Антикор арестовал топ-менеджеров «Казавтожола» за хищение полумиллиарда тенге на реконструкции участка республиканской трассы из Казахстана в Узбекистан. И таких случаев множество. Трассу Алматы – Нур-Султан так и не достроили. То есть снова вытащили кучу миллиардов долларов из Нацфонда, разбросали, заметную часть своровали», – заключил Абишев.

Почему эффективность трат из Нацфонда трудно оценить?

В 2021 году за счёт целевого трансферта профинансировано около 1750 инвестиционных проектов на сумму 787 млрд тенге. В среднем 450 млн тенге на один проект. Доля средств Нацфонда в общем объёме финансирования таких проектах варьируется от 13,3% до 100%. Так как инвестиционные проекты финансируются из нескольких источников, оценить эффективность использования средств самого Нацфонда трудно.

При этом проверяющие обнаружили отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки, которые отрицательно повлияли на эффективность использования средств.

«Основными причинами установленных системных недостатков являются отсутствие единого государственного органа, отвечающего за эффективную реализацию всех задач и целей, возлагаемых на Нацфонд.

Единая информация по всем бизнес-процессам, связанным со средствами Нацфонда, конечная результативность проектов, финансируемых за счёт изъятий из Нацфонда, никем не аккумулируется и не анализируется. Отсутствует прозрачность и в отчётной информации. Тогда как мировой опыт свидетельствует о достаточной гласности таких процессов в других странах со схожими фондами благосостояния», – заявили в Счётном комитете.

Если в большинство стран Национальный фонд курирует министерство финансов или Центральный банк, то в Казахстане и задействованы три государственных органа и два консультационных органа:

· Планирование, прогнозирование, политика, совершенствование – министерство национальной экономики.

· Использование, участие в формировании и реализация политики, участие в прогнозировании поступлений, зачисление поступлений – министерство финансов.

· Управление активами – Национальный банк.

· Общая координация – Совет по управлению Нацфондом.

· Контроль – Комиссия по мониторингу за расходованием средств, выделенных из Нацфонда.

По итогам аудита общая сумма установленных нарушений составила 20,5 млрд тенге, в том числе финансовых нарушений – 7,9 млрд тенге, неэффективно использованных бюджетных средств, активов государства – 8,7 млрд тенге, неэффективного планирования – 4 млрд тенге.

«Нужно разобраться, сколько денег и на какие деньги тратили»

Эксперты схожи во мнении, что необходимо провести расследование и выяснить, как расходовали прежние составы правительства деньги Нацфонда.

«Этим может заняться как Антикоррупционная служба, так и гражданское или парламентское расследование. Нужно разобраться, сколько денег и на какие цели было выделено из Нацфонда, насколько эффективно их потратили, кто за это ответственен. Это вопрос не миллионов тенге, а миллиарда долларов», – отметил Газиз Абишев.

Расул Рысмамбетов считает, что детального изучения расходов и эффективности заслуживает не только Национальный фонд страны, но и Единый накопительный пенсионный фонд.

«Это – двоюродный брат Нацфонда, средства которого также вкладывают в коммерческие проекты и у них эффективность даже ниже, чем у Нацфонда. В целом есть беспорядок в государственных финансах, и с этим нужно разобраться», – заключил финансист.

Лента новостей

все новости