Инклюзивность и безопасность школьного пространства: новый вектор развития образовательной среды в рамках проекта «Комфортная школа»

cover Фото: Самрук-казына

Одним из ключевых факторов, влияющих на способность детей к обучению, продолжает оставаться безопасность и комфортность образовательной среды.

Согласно проекту Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 годы, детское население Казахстана составляет 6,7 млн человек, из которых более 3,8 млн — школьники. Для всех учащихся школа — это второе после дома место, где они проводят большую часть своего активного времени. Поэтому сегодня к Международному дню защиты детей особо важно поднять тему чувства защищённости и безопасности, которое должно на протяжении многих лет оставаться у наших детей основополагающим в процессе получения знаний и навыков в школе. 

Особенностью Казахстана является то, что из 7859 общеобразовательных школ в нашей стране 5274 школьных объектов находятся в сельских населенных пунктах и не все из них отвечают базовым требованиям к комфорту. Существующую разницу в качестве инфраструктуры между городскими и сельскими учебными заведениями поможет нивелировать пилотный национальный проект «Комфортная школа», в рамках которого 163 объекта образования или 44 % будут построены в сельских населенных пунктах, а 56 %, то есть 206 комфортных школ возведут в городах. Проекты комфортных школ будут идентичными, что позволит существенно увеличить доступность в получении современного и качественного образования для всех детей. 

Школы должны выступать гарантом предоставления не только академических знаний, но и разнообразных возможностей для раскрытия потенциала и формирования личности каждого ребенка.


 Рассмотрим же более предметно то, как именно комфортные школы задают современный тон условиям обучения общего образования в нашей стране. 

Физическая безопасность 

Опыт показывает, что на первом месте должна всегда стоять безопасность и защищённость образовательной среды. Для предотвращения буллинга в проектах комфортных школ принято решение об ограничении перемещения учащихся между зданиями для младших и старших классов. Также детям необходимо иметь возможность переодеться, не испытывая при этом дополнительного стресса. В связи с этим гардеробные зоны расширены, что закрывает вопрос скопления большого количества детей и как следствие — толчеи. Помимо этого, будут установлены камеры видеонаблюдения как внутри, так и на территории комфортных школ. Это поможет создать безопасные пространства, где дети будут чувствовать себя защищёнными. 

Инклюзивность

Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности для получении достойного образования и реализации себя. Важно привлекать внимание всех деятелей государственных служб к тому, что каждому ребёнку должна быть предоставлена необходимая помощь и поддержка для достижения реальных успехов в своих индивидуальных возможностях. Это задача как общества, так и государства. В комфортных школах безбарьерная среда будет включать в себя пандусы, лифты, специальные туалетные комнаты и обязательный кабинет инклюзивного образования. Все эти меры необходимы для создания доступной и поддерживающей среды обучения. 

Инновации 

В наши дни для получения образования, соответствующего всем современным стандартам, стало критически важным качественное техническое оснащение школ. В использовании информационных и коммуникационных технологий помогут компьютеры и активное применение интерактивных школьных досок, установленных в каждом классе. Помимо этого, комфортные школы будут оснащены передовыми STEM-лабораториями, кабинетами робототехники, хореографическими залами, зонами отдыха и нетворкинга. Использование инноваций помогает увлечь детей обучением, развивать их творческие и аналитические навыки, а также готовить их к будущим вызовам.

Качество образования 

Неотъемлемой составляющей всех перечисленных условий остаётся само качество образовательного процесса. В этом году завершился основной этап международного исследования TALIS-2024 (Teaching and Learning International Survey), которое направлено на улучшение образовательной среды в школе, условий труда и профессионального развития педагогов. Министерство просвещения вкладывает значительные усилия в подготовку учителей для их эффективного взаимодействия с детьми. Реализуются проекты по переподготовке и повышению квалификации педагогов, а также по обучению лидеров-управленцев будущих комфортных школ «1000 лидеров изменений в образовании», чтобы к началу уже нового учебного года качество образования соответствовало самым высоким стандартам. 

Образовательная среда, безусловно, должна отвечать всем потребностям современных школьников. Многие образовательные учреждения сталкиваются с различными нуждами, связанными с инклюзией детей с особыми потребностями и обеспечением безопасности. Поэтому вектор нового развития образовательного процесса в рамках реализации проекта «Комфортная школа» возник неспроста. Это ответ на тот вызов, который появился в обществе. И этот вектор важен для всех учреждений школьного образования в стране.

Читайте также:

Лента новостей

все новости