Правозащитная организация Human Rights Watch призывает Казахстан упростить получение АСП

cover

Программы помощи малоимущим широко представлены в западных странах. В США таких государственных программ насчитывается семь, в то время как в Великобритании – шесть. В Казахстане же этих программ всего две: жилищная и адресная социальная помощь (АСП). Однако дождаться материальной поддержки от государства не так просто, как кажется – Human Rights Watch официально призвали казахстанские власти упростить получение АСП. Что не так с программой социальной помощи и что собираются делать власти страны, узнала редакция Orda.kz.

Перевод и адаптация: Тамерлан Салык. Cсылка на оригинал статьи.

Хорошая социалка – залог Нового Казахстана

По оценке HRW, в Казахстане не обеспечиваются даже базовые социально-экономические права малоимущих казахстанцев. Организация призвала правительство Казахстана провести ревизию программы, снизив требования к кандидатам для получения материальной помощи от государства.

Около миллиона казахстанцев получают помощь по программе “Адресная социальная помощь”. Но из-за жёстких критериев отбора большое количество малоимущих граждан остаются без надлежащей помощи.

Для исправления ситуации правительство РК должно внести изменения в программу, а именно устранить недочёты в определении права на участие в программе, убрать барьеры в получении помощи для квалифицированных работников, а также увеличить размер пособий. Эти меры должны стать гарантией адекватной защиты социально-экономических прав уязвимых слоёв населения.

Как подача АСП происходит сейчас?

Официально заявителю требуется предъявить целых двадцать четыре документа. Очевидно, что собрать такую кипу документов и справок непросто и даже накладно. Для этого заявителям приходится тратить немало времени и денег, чтобы добраться до нужных инстанций. 

Фото avestnik.kz

Указывается, что для получения помощи нужно предоставить удостоверение личности. Также необходимо иметь прописку по месту жительства, постоянную или временную. При расчёте пособия с 1 апреля 2019 года учитываются только близкие родственники: родители, дети, бабушка, дедушка, а также усыновители с усыновлёнными (или удочерёнными) детьми. Сводные братья и сёстры также учтены при расчёте.

При исчислении учитываются доходы от подсобного хозяйства – он рассчитывается
“Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи”. Норма расчёта от личного подсобного хозяйства определяется в том числе климатическими особенностями региона республики. При этом хозяйство может быть определено как не дающее доход – этим занимаются местные исполнительные власти.

С апреля 2022 года изменился механизм исчисления совокупного дохода семьи. В настоящее время из дохода исключены специальные государственные пособия многодетным семьям, стипендии, пособия для детей-инвалидов, помощь от благотворительных организаций и единовременная материальная помощь из местного бюджета.

Описанная процедура выглядит вполне адекватно, а её процесс, по заверениям властей, несколько облегчился в последние годы. Но в реальности трудностей в подаче и получении АСП не убавилось.

Сложности в получении помощи

Представители организации опросили 17 женщин, участников программы АСП. Ответы оказались неутешительными: выплат хватает только на основные потребности их семей. Из-за этого, им приходится надеяться на дополнительную помощь, которая поступает от благотворительных организаций или даже мечетей и родственников.

Даже если выплат недостаточно для покрытия основных расходов домохозяйств, в HRW заявили, что каждый гражданин РК должен иметь право на доступ к социальному обеспечению – но и здесь вместо зелёного света заявители натыкаются на одни препоны.

В первую очередь, это стигматизация обращения за помощью. Подразумевается, что люди должны быть благодарны за помощь государству. Это точка зрения совпадает с мнением некоторых казахстанских чиновников. В сентябре 2019 года заместитель председателя нижней палаты парламента Владимир Божко заявил: “Да на одной только цифре — в 17 раз увеличилась социальная поддержка населения за три года. Только за это надо встать на колени и поблагодарить государство.”

Получателей АСП часто обвиняют в том, что они склонны полагаться только на помощь, не желая работать. Иногда со стороны государства звучат обвинения, что ради получения АСП люди специально ухудшают свое положение. Но, как видно, препятствий в получении АСП при этом достаточно.

Согласно оценке ЮНИСЕФ, государство требует у заявителей и членов их семей прописку о постоянном или временном месте жительства, причем на каждого члена семьи. Из-за этого регистрация особенно сложна для многодетных семей. Многие арендодатели не хотят сдавать недвижимость таким семьям, а даже если и сдают, то нередко отказывают в регистрации, считая её лишней морокой.

Также в получении помощи мешает документальное подтверждение доходного порога и формальные требования к трудоустройству. Дело в том, что размер помощи зависит от общего дохода семьи.

Для получения АСП взрослым членам семьи требуется зарегистрироваться в центре занятости, иметь работу в формальном секторе экономики или проходить курсы обучения на работу в течение шести месяцев с даты подачи заявления. Даже это проблематично для заявителей – малоимущие граждане нередко имеют низкоквалифицированную работу, для которой даже не заключается договор. По оценкам МВФ, почти 39 процентов экономики Казахстана является неформальной – на её рынке и трудится немалая доля заявителей.

В организации считают, что эти жёсткие условия не позволяют семьям получать денежную помощь, а также усложняют доступ к другим услугам государственной помощи, в частности поддержке детей школьного возраста.

В качестве альтернативы существующим требованиям, Human Rights Watch предлагает упрощение подачи заявки на АСП, а также изменение или даже отмену требования регистрации по месту жительства и пересмотр системы расчётов доходов заявителей.

Как обстоят дела с АСП на практике?

Опрос ЮНИСЕФ 2017 года выявил, что 10-13% подходящих для получения помощи граждан не получили её, не сумев собрать нужную документацию. Другие 12% отказа связаны с предоставлением неподходящих документов.

В 2019 году был запущен процесс упрощения подачи заявок, но по итогам проверки ЮНИСЕФ 2021 года оказалось, что подача заявок приняла более сложный и даже унизительный вид. Более того, изменения привели к дополнительным преградам для получения помощи.

Согласно правилам АСП, после того как семья подала заявку на участие в программе и все необходимые документы, заявителей посещает государственная комиссия, которая оценивает жилищные условия – с тем, чтобы удостовериться, что заявления соответствует заполненной форме. ЮНИСЕФ удалось узнать, что эти визиты часто становятся поводом для коррупции и вымогательства со стороны казахстанских чиновников.

Сельским жителям тяжелее всех подать заявление на программу. Большие расстояния между сёлами и районными центрами, а также незнание или плохое владение требованиями и нужной для заявления документации лишают помощи тех, кому она больше всего необходима. Больше, где бы ни было в Казахстане, в сельской местности катастрофически не хватает человеческих ресурсов для предоставления госуслуг – по данным ЮНИСЕФ, в некоторых сёлах работа госуслуг либо отличается низким качеством, либо её нет совсем.

Сколько малоимущих в Казахстане?

По официальным оценкам правительства в 2020 году, у 5,3% казахстанцев – доход ниже “минимального прожиточного минимума” - при этом 89,6% - выходцы из многодетных семей (пяти и более человек).

Картинка UNICEF.org

Но не все казахстанские экономисты и политологи согласны с оценкой государства, число малоимущих, по их словам, в стране гораздо выше. В центре прикладных экономических исследований в Казахстане выявили, что только 9,9 % населения жили в относительной бедности. Черта бедности была определена на уровне 60% от среднего дохода в размере 49 671 тенге в месяц в 2020 году.

В 2022 бюро национальной статистики называет цифру в 5,1% – именно столько малоимущих казахстанцев официально проживает в стране. Но едва ли это действительно так – согласно статье The World Bank, в Казахстане бедными себя посчитали 23% семей. Нельзя исключать, что при всех минусах АСП, для этой категории лиц – это единственный шанс хоть как-то свести концы с концами.

Как решить проблемы АСП и вообще наладить механизм социальной помощи в стране? Ещё в 2019 году Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам рекомендовал правительству РК разработать универсальную систему социального обеспечения, которая будет охватывать все слои населения.

Появится ли такая универсальная система в Казахстане – сейчас сказать сложно. Но однозначно, что без налаженной работы программ социальной помощи Нового Казахстана может не быть.  

https://orda.kz/kartochki/

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.k

Лента новостей

все новости