Хит-джаб сезона: Ислам, бизнес и борьба за права женщин покрытыми блогерками

cover Коллаж Orda.kz

В двух предыдущих частях расследования Orda.kz разбиралась в исторических и политических толках вокруг хиджаба. Также мы анализировали аккаунты покрытых селебрити-див, читали комментарии их аудитории и слушали мнения экспертов. Пришло время личного разговора. Orda.kz продолжает тему веры, денег и искренности под платком в интервью с покрытой блогеркой Даригой Джанабаевой.

Несмотря на желание набрать подписчиков и продвинуть свой новый образ, надевшие платок королевы Instagram и TikTok не стремятся объяснить своих перемен широкой аудитории. Миллионницы неохотно идут на контакт с журналистами.

 Зато это с удовольствием делают тысячницы.

Ислам идеален, люди – нет

Дарига Джанабаева, блогерка и бизнесвумен, выступающая за права женщин, покрылась около пяти месяцев назад. В интервью корреспонденту она рассказывает, что её семья не религиозна и в целом религиозных близких у девушки почти нет. Говорит, покрыть голову – абсолютно её выбор:

"Я просто очень любопытный человек, мне постоянно интересно изучать разные философии, глубже исследовать этот мир. Но более всего мне было интересно ответить себе на вопрос: существует ли Бог. Я стала сталкиваться с разной информацией об исламе в СМИ и в окружении, так появился внутренний позыв его изучить. И когда я изучила Коран, удивилась тем многим вещам, которые являются научным фактом и открыты не так давно, но об этом говорится в книге, написанной 1400 лет назад. Я нашла в этом большой смысл и причину углубиться в тему. Нашла для себя ответ на вопрос о существовании Бога. Для меня он существует, и я в него верю".

Девушка рассказывает, что также изучала ислам с практической точки зрения и нашла много того, что совпадает с её внутренними ценностями и взглядами на жизнь. Она подчеркивает, что особенно важно ей было изучить вопрос с позиции женщин в религии.

фото предоставлено Даригой Жанабаевой
Фото предоставлено Даригой Джанабаевой
"Я не согласна с тем, что эта религия угнетает женщин. К сожалению, есть манипуляции религией, и люди, которые вытаскивают цитаты из контекста, неправильно их интерпретируя, чтобы угнетать женщин. В целом мне кажется, ни в одном обществе женщина не защищена полностью. Есть домашнее насилие и есть агрессоры, но ислам не приветствует это. Это очень миролюбивая религия. Я думаю, проблема в людях, которые искажают смыслы в пользу своей власти и привилегий, чтобы угнетать женщин. Я считаю, что ислам идеален в своем начальном проявлении, просто люди не идеальны", – говорит собеседница.

Дарига Джанабаева не считает, что в мусульманском комьюнити больше притеснений, чем в западном. Она говорит, что харассмент в исламе считается харамом, то есть грехом, и к проявлению неуместного сексуального внимания в сторону женщин очень сильная стигма:

“Женщину в исламе нельзя сексуализировать, объективировать, оскорблять, писать неуместные комментарии. Когда на это есть конкретный религиозный запрет и есть богобоязненные мужчины, верящие в то, что они понесут наказание, вероятность харассмента становится гораздо ниже. Я считаю, что в мусульманском комьюнити она ниже, чем в западном, где идёт большая дискриминация женщин". 

Она отмечает, что у женщин в исламе высокое положение. Девушка обращается к биографии пророка Мухаммеда и подчёркивает, с каким уважением и любовью он относился к своим жёнам:

"Очень много хадисов, то есть историй и цитат о том, как пророк Мухаммед трепетно относился к правам женщин, как уважал и чтил их. Его поступки считаются примером. Просто люди видят достаточно однобокую картину".

Экономические права женщин в исламе на высоком уровне, подчеркивает Дарига. Женщина не обязана работать, но она может работать, если хочет, она получит от Аллаха большое вознаграждение за это. Но при этом обеспечивать семью – прямая обязанность мужчины.

Блогерка говорит, что это вполне справедливо, учитывая уровень нынешней экономической дискриминации и то, что женщине нужно приложить гораздо больше усилий, чтобы зарабатывать наравне с мужчиной. С учётом того, что домашний труд не оплачивается, а выносить и родить ребёнка считается обыденным делом. 

Намаз как медитация

Одна из вещей, которая тронула Даригу в исламе – это концепция бодинейтралитета. Она всегда придерживалась мнения, что красота не должна определять человека, в частности, женщину:

"Бьюти-индустрия поощряет максимально нереалистичные стандарты красоты девушек. Меня всегда это волновало. Я устраивала разные челленджи в Instagram, например, отказывалась от косметики на три месяца. Разными путями поднимала повестку борьбы против стандартов красоты. Я сама пережила расстройство пищевого поведения в подростковом возрасте, тогда из-за желания похудеть у меня сильно страдал желудок. Ислам говорит, что твоя ценность как женщины абсолютно не определяется твоей красотой. В этом суть хиджаба. Потому я так внутренне легко готова была прийти к нему. Когда я надеваю хиджаб, мне не надо париться по поводу того, насколько моё тело красивое. И с практической точки зрения отпадает куча переживаний. И я подчеркиваю, что то, что внутри, гораздо важнее".

Когда гардероб девушки сменился на свободные вещи, ей стало легче и проще жить. Она рассуждает, что когда у неё будет супруг, её партнёр, которого она выберет сама, её красота будет для него. Но сейчас ей нет необходимости транслировать её всему миру. 

Дарига говорит, что её ментальное здоровье тоже пошло вверх вместе с переменами и стабилизировалось. Раньше она страдала от тревожности и панических атак, но вера в безграничную милость Аллаха её поддержала, и симптомы прошли:

"Вообще все рекомендации, все предписания и правила ислама направлены на то, чтобы наша жизнь была лучше, чтобы не вредить себе. В исламе ты обязан очень ответственно относиться к своему здоровью, ты обязан не обманывать. Ты должен быть дисциплинированным и не тратить время впустую. Да и ты начинаешь это гораздо лучше понимать, когда приходит Вера, потому что ты мотивирован не просто каким-то долгосрочными последствиями в этой жизни, ты мотивирован вечностью, которая будет после смерти".

О намазе девушка говорит как о духовной и медитативной практике, которая улучшает её эмоциональное состояние. И позволяет переключиться, успокоить нервы и остудить разум:

"Представляете, пять раз в день среди бешеного ритма, когда могут происходить форс-мажоры, ты имеешь право уединиться в комнате, побыть в тишине и, обратившись к Богу, рассказать о всех своих проблемах. И попросить всё, что ты хочешь. Это не только классный инструмент, чтобы стабилизировать себя, но ещё и тайм-менеджмент".
фото предоставлено Даригой Жанабаевой
Фото предоставлено Даригой Джанабаевой

Халяльный бизнес

О своей деятельности Дарига рассказывает с удовольствием. Она продюсер и помогает таким же девушкам-мусульманкам с запуском своих онлайн-проектов и курсов. Её целевая аудитория избрана не просто так. Блогерка хочет показать людям, что мусульманские женщины – это сила. Что они талантливые, готовые помогать друг другу и способные делать крутой бизнес. Дарига мечтает сделать достойную репрезентацию таким девушкам и сломать стереотипы. В своих Instagram-постах она называет такой бизнес халяльным:

"Я запускаю свой курс, где обучаю девушек зарабатывать на онлайн-профессиях и инфобизнесе. Халяльным инфобизнесом я называю честный этичный бизнес без манипуляций. Есть такой термин – "инфоцыганство". Он стигматизирует цыган как нацию, я не считаю правильным его употреблять, но, к сожалению, он стал определением мошенничеству в Сети. Население поддается такому маркетингу, так как у нас в стране есть проблема с системным образованием. Я против обмана и манипуляций, преувеличений, и ислам против этого. Есть множество амбициозных мусульманок, которые стремятся обеспечивать себя, пока они студентки, учиться и развиваться. Мы придерживаемся принципов сестринства и не любим ярлыки. Хиджаб не мешает строить свою карьеру. Мы не деградируем, надевая платок, не становимся третьей женой какого-то араба, не ударяемся в домашний труд как в единственно возможную сферу деятельности". 

Говоря о покрытых девушках, Дарига отмечает, что когда она ближе познакомилась с комьюнити, то поняла, что это сильные, светлые, умные и богобоязненные люди. Это означает честность и справедливость, строгие моральные принципы. И у такого человека, по её мнению, охотнее будут приобретать любой продукт:

"Я стараюсь часто поднимать в Instagram темы исламофобии. У меня есть личный опыт столкновения с этим. Мне бы не хотелось, чтобы люди мыслили ярлыками. Я стараюсь показать разные стороны ислама. У меня всегда был свободный образ девушки, которая не терпит несправедливости и выступает за права женщин, против дискриминации. Я всегда была яркой, напористой, деятельной. Я такой и осталась. Мне ислам помогает, а не мешает. Я живой пример".

Дарига говорит, что после её решения покрыться она практически не столкнулась с хейтом. И в её блоге оказалось достаточно много мусульманок, которые слушали её и поддерживали, когда она пропала на несколько месяцев, чтобы разобраться себе и в том, что она чувствует, прежде чем транслировать что-то. После долгого перерыва, когда девушка выложила первый сториз в хиджабе, она получила невероятную поддержку от подписчиков, хотя очень переживала по этому поводу:

"Хорошо отреагировали даже достаточно далёкие от религии люди, никто меня не отменял и не ненавидел. Было несколько комментариев по поводу того, что защищать права женщин в Казахстане, будучи покрытой, это недоразумение. И после в TikTok немного было, когда аккаунт стал популярнее. Но я сделала вывод, что любые радикальные перемены могут приниматься людьми в штыки. Я позволяю себе искать себя. Я не должна быть одинаковой. Мне 19 лет. Я имею право на ошибки и смену мнения".

По поводу границ, которые не должна переходить девушка-мусульманка в своем блоге и какие темы не стоит освещать, Дарига говорит осторожно, ссылаясь на то, что не имеет исламского образования. Потому не считает, что может кого-то учить. 

Без лица, но с душой

Фотографии со своим лицом девушка из блога удалила или закрыла его стикерами. Причина не только в религии. Она продвигает в своём бизнес-Instagram концепцию "без лица". Когда продуктом внимания становится то, о чём она говорит и предлагает, а не внешность. Для неё это более правильный подход со всех точек зрения. Но свободу перемен Дарига всегда оставляет за собой:

"Есть разные течения в исламе, какие-то более строгие и запрещают выкладывать фотографии, есть дозволяющие. Я пока тестирую такой подход как маркетолог. Есть группа мусульманок, которые ещё больше погружены в религию, например, девушки, которые носят никаб. Им часто тяжелее самореализовываться и интегрироваться в общество, и в социуме почти нет условий для их реализации. Я хотела бы, чтобы у них была возможность делать крупные запуски, строить бизнес, не используя лицо. Показать, что даже соблюдая суперстрогий шариат, вы можете добиться успеха, не делая выбор между религией и карьерой. Я не знаю, как будет дальше. Потом посмотрим. Пока мне это интересна эта концепция, но точное решение я не приняла".

Насчёт споров вокруг казахских селебрити, внезапно надевших арабскую одежду, блогерка говорит с недоумением. Она подчёркивает, что не слышала о таких спорах и не знает, насколько это правда. Дарига говорит, что ей приходилось работать с очень многими блогерками- мусульманками.

“Я их приглашала на разные ивенты, ифтары, девичники. Те, с кем мне удалось пообщаться лично, вряд ли делают это за деньги. Но, исходя из личного общения, впечатление об этих девушках как о действительно верующих и богобоязненных. Мне кажется, носить хиджаб за деньги с точки зрения ислама – это ужасное лицемерие, которое осуждается религией. Учитывая их богобоязненность и следование нормам шариата, возникают сомнения в возможности такого. Да и вообще, кому это нужно – платить женщинам за хиджаб. Я считаю, что эти доводы взяты из воздуха. Кто на это пойдёт? Это же серьёзное решение. Для меня это очень странно”.

Дарига говорит, что существует очень тонкая грань между тем, чтобы стараться казаться верующим с крепким иманом и быть им. По её мнению, это очень опасная грань. Например, блогеры должны всегда себя проверять, не переходят ли они её, когда постят какой-то контент, чтобы это не выглядело нарочитым и искусственным:

"Я как медийная личность всегда стараюсь за собой следить. Это, действительно, непросто, но я не считаю, что всем нужно резко замолчать о религии. В исламе поощряется распространение благого, когда ты рассказываешь про него и помогаешь прийти к Вере тем, кто этого хочет. Если бы люди не говорили об этом, как бы остальные об этом узнали? Учитывая западную демонизацию ислама, которая привязывает его образ к терроризму и экстремизму, людям ислама очень нужна репрезентация в медиа. Многие берут частность за общее и верят этому. Большинство адекватных мусульман живут своей жизнью, не занимаясь чем-то радикальным".
фото предоставлено Даригой Жанабаевой
фото предоставлено Даригой Джанабаевой

Дарига полностью понимает, что как блогерка несёт ответственность за репрезентацию религии. И считает, что нужно иметь хорошие знания или твердо быть уверенным в фактах, которыми оперируешь:

“Даже хадисы (истории) делятся на достоверные и недостоверные или мало достоверные. Хадисы же, по сути, это то, как поступал и что говорил пророк Мухаммед, и эта информация передавалась по цепочке через людей. И есть в этой цепочке более достоверные и менее достоверные источники. Так считается, есть разногласия. Нужно иметь базу, чтобы об этом говорить. Я нашла свой баланс, я говорю о субъективном опыте, никого не учу, как делать и не делать. Я знаю, что за каждое слово несу огромную ответственность, нельзя распространять ложь. Я либо выбираю нейтральные факты, либо говорю о личных ощущениях".

Девушка признаёт, что, как и в любом консервативном слое общества, среди мусульман существует объективация. В данном случае это оценка по уровню умения готовить и вести хозяйство, быть потенциально хорошей женой и матерью:

“Я считаю это неправильным, когда мужчина воспринимает свою женщину как инструмент для стирки, уборки, готовки. Если он действительно верующий и богобоязненный, он стремится получать знания, и в том числе опирается на поступки пророка Мухаммеда. А он относился к своим жёнам очень трепетно. Кроме того, мы живём в современном мире и у нас есть возможность делегировать. Я вот, например, всё это умею, но не особо люблю, да и времени хватает не всегда. Если мне позволит Всевышний, я планирую в дальнейшем нанимать людей для домашней работы. А когда я выйду замуж, буду просить мужа обеспечить решение этого вопроса".

Звёздные коллеги

Также Дарига говорит, что ей довелось поработать с экс-певицей Алтынай Жолдыбаевой, одной из селебрити, которая в прошлом то покрывалась, то снимала хиджаб:

"Я знаю, что она была певицей и открыто одевалась, но сейчас пришла к исламу, и, судя по тому, как мы говорили и что она обсуждала, создается впечатление, что она достаточно хорошо информирована в теме. Она её активно изучает. Мы встречались на нескольких девичниках, которые я организовывала. По общению с ней можно судить, что она искренне всё это делает, что у неё есть знания. Она говорила даже какие-то вещи, которые я не знала до этого. Я думаю, что человек, который делает всё это неискренне и ради денег, не стал бы приходить на такие мероприятия и углубляться настолько".

Относительно прошлого эскортниц и токал девушка считает, что так говорят про каждую блогершу в интернете, у которой больше миллиона подписчиков. И что у этих домыслов нет настоящих оснований:

“Да, многие из девушек открыто одевались. Но я не хочу, чтоб женщин обсуждали в таком ключе, мне неприятно всё это комментировать. У этих слухов нет реальной основы".

Читайте также:

Лента новостей

все новости