Хит-джаб сезона: что прячут под платок казахстанские селебрити

cover Коллаж Orda.kz

Покрывать головы – новое веяние блогерш-милионниц, захватившее казнет и страницы СМИ. Пока журналисты пытаются разобраться в причинах синхронности, селебрити щеголяют в брендовых арабских одеяниях. В первой части нашего материала мы обратились к историческим и политическим аспектам вопроса.

Это вторая часть из серии материалов. Продолжение читайте на Orda.kz в ближайшее время.

Подробнее о том, что пишут девушки в своих аккаунтах, как реагирует аудитория и кто не удержал шариата, в продолжении расследования наших журналистов.

"Я приняла, что эти перемены на всю жизнь".

 Это фраза из недавнего видео инстадивы Рамины Таиповой. Так она подчеркивала серьёзность своего решения носить хиджаб. Однако уже спустя две недели успела его снять, не проносив в сумме и трёх месяцев. Поступок девушки вызвал новый взрыв обсуждений и вопросов. Сама же блогерша кается, говоря о том, что поспешила.

Что же происходит у других новоиспеченных блюстительниц канонов и любительниц сиять в кадре. Давайте разбираться.

Парад харама

Как мы видим, не все селебрити надевают хиджаб. Некоторые его снимают. Так недавно случилось с казахской артисткой Данелей Садыковой, известной как Dequine. О том, что девушка покрылась, стало известно полтора года назад. 

Причины отказа от платка она обозначила в своих соцсетях, отвечая на вопросы поклонников. Садыкова отметила, что не жалеет как о покрытии, так и о снятии.

"Почему сняла? Просто призналась себе в том, что то, чем я действительно хочу заниматься и какие части жизни хочу изучить, прочувствовать, вряд ли будут вписываться в нормы исламского комьюнити и картинки человека в Исламе". 

На странице девушки в Инстаграмм ни одного фото в платке обнаружено не было, хотя аккаунт ведётся с 2017 года.

В целом, в публичной жизни покрывшихся блогерш много нестыковок и расхождений с нынешним религиозным образом. Например, в инстаграм Айым Алтынбековой есть фото рождественской ели. Девушка пишет, что сделала это для сына. И подчеркивает, что украшал ёлку он сам. То, что соблюдение обрядов другой религии является одним из серьезнейших нарушений Ислама, это однако не меняет.

Но это не единственное, в чём упрекают подписчики девушек. Тонны макияжа, джинсы вместо юбок, откровенный хайп на своём новом внешнем виде вызывают вопросы у аудитории. Интересно, что когда блогерш уличают в том, что из внешнего следования религии они оставили выгодные себе аспекты, но при этом делают, к примеру, слишком яркий маникюр, носят брюки и прочее, те обычно отвечают, что в религии они недавно, и всё придёт со временем. Удобная позиция, которую часто поддерживают комментаторы, хотя часто за ними скрываются пустые аккаунты с одной какой-нибудь невнятной фотографией. 

Впрочем, если обратить внимание на этимологию слова “хиджаб”, то становится ясно, что это не одежда, а всего лишь условия, к ней применяемые: длина, свободный крой, отсутствие мужских деталей гардероба. И в эти условия вполне вписываются этнические казахские наряды. Что доказала другая популярная и недавно покрывшаяся блогерша Айдана Меденова.

После упрёков об утрате казахской этничности, девушка выложила фотосессию в национальных костюмах на коне и с луком. Подписчики хоть и похвалили такое решение, но частично сошлись на мнении, что Айдана просто не хочет терять аудиторию и пытается ей угодить.

Муки выбора

Под фотографиями ещё одной селебрити, Рамины Таиповой, можно увидеть просьбу “верить потише”. Кричащий, даже при наличии покрытой головы, образ никак не вписывается понятия скромности, что и подмечает подписчик.

 

“Вера – это личное дело каждого. Единственная просьба – можете потише верить. Ислам далеко не про платок и ”систер машаллах”. Ислам про скромность в том числе. Вы несёте большую ответственность, представляя свою веру своими действиями. Я люблю свою веру и не хочу, чтоб какой то негативный имидж формировался у общества”.

К сожалению, у многих людей веры возникает ощущение, что образ Ислама руками таких девушек превращается в какую-то странную моду, попирающую его же каноны.

”Печально что религию превращают в очередной контент”.

Также, по мнению комментаторов, если данная акция действительно должна была иметь влияние на массы и убеждать множество молодых девушек покрывать головы через подражание своим кумирам, встает вопрос, такое ли лицо хотят дать религии люди в данной акции заинтересованные? Ведь религия мешается с репутацией этих дам.

В Исламе так же есть понятие "рия" – вера напоказ. И это, то что сводит на нет все проявления искренности и чистоты перед Богом.

 

"Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал про женщин, одетых и обнажённых одновременно. Про то, что они не попадут в рай", – пишет подписчик Рамины.

Скромность и тишина, которая следует за подобным решением кардинально изменить свою жизнь, отсутствует практически у всех покрывшихся блогерш. Получаются двойные стандарты. 

Девушки из новопокрытой звёздной когорты поддерживают друг друга на публику в комментариях. При этом практически не озвучивают историю своего решения. Не то, чтобы это было богоугодно, но ведь блог продолжается, а исламский мир знает женщин, которые рассказали и рассказывают о том, что их на такой путь натолкнуло. И никто не считает такие откровения более зазорными, чем яркий макияж под хиджаб, или филер в губах. У инстадив истории кратки и похожи: "Давно думала об этом, к Богу была открыта, семья поддержала, вот фото из Умры в доказательство". 

В итоге, многие подписчики в своих теориях уходят ещё дальше и открыто говорят, что девушкам не просто заплатили, их выбрали давно, раскрутили, чтобы набрать аудиторию, а потом сделали преображение. Комментаторы обращают внимание, что такая тенденция прослеживается и у мужчин: “сейчас “намазханы“ в спорт зашли, джитсеры тренера, боксёры, имеющие влияние на своих учеников”.

Вопрос ещё и в том, что мусульманских народов много, но означает ли отсутствие покрытия отсутствие веры, а присутствие – её наличие? Это делит веру на правильную и неправильную, а мусульманок на плохих и хороших. И под платком можно грешить, и без платка можно творить богоугодное дело.

“Религия и вера – вещи разные, а религия всегда была способом управления народными массами”, – написала Райгуль Серикбаева, руководитель общественного фонда материнства Астаны, Айдане Меденовой на её странице в Инстаграм.

У некоторых из девушек есть аккаунты в тиктоке. Надо сказать, что они менее раскручены, чем инстаграм, но и осуждения смены облика в них меньше. Возможно, это связано с целевой аудиторией данной соцсети. Там более молодое поколение, которое больше практикует принятие. Однако вопрос о причинах кардинальных перемен всё равно задают.

Главное добровольность

Обсуждая тенденцию блогерш в хиджабах, соосновательница женской феминистской инициативной группы “Феминита” Жанар Секербаева, задается вопросами ответственности перед аудиторией.

“Когда девушка, у которой миллион подписчиков, начинает внезапно публично исповедовать свою веру и при этом показывает важную для этой веры атрибутику, такую как одежда и платок, аксессуары, на неё возлагается большая ответственность. Она может за собой вести людей и тут важно понимать, кто эта публичная фигура и насколько вы ей доверяете. Вступалась ли эта девушка за права верующих, выступала ли против гонения на уйгуров, говорила ли что-то про этот концентрационный лагерь в Синьцзяне, говорит ли о притеснении верующих в Казахстане? То есть пользователям необходимо проверять, кто эта публичная фигура, иначе выйдет так, что мы просто слепо доверяем человеку из-за того, что у него миллион подписчиков“.

Она поясняет, что верит в науку, но уважает религии и толкования священных книг, однако есть в этом и волнующие её моменты.

“Мне бы не хотелось, чтоб это было просто слепое подражание тем странам, в которых исторически был лишь Ислам. Казахстан – светская страна на данный момент. В прошлом у нас было тенгрианство, а до него – зороастризм. Я бы хотела, чтобы мы все немного рефлексировали и понимали, насколько наша история богата. Кроме того, хотелось бы видеть добрые дела от действительно верующего человека. То есть, чтобы на первый план выходила не одежда, а поступки”. 

Секербаева отмечает, что уважает решение девушек надевать платок в том случае, если это действительно их выбор.

“Главное – понимать, какой контекст в семье этой девушки. Важно, чтобы решение было принято без насилия со стороны. Потому что, если она живёт в условиях, где её вынуждают надеть хиджаб, то такое недопустимо”. 

Слёзы и свобода

Тем временем Рамина Таипова не проходила в хиджабе и полгода. Она призналась, что её решение было поспешным, и ей некомфортно. А так же, что ложь самой себе и окружающим – не богоугодное дело. Девушка открыла голову, перейдя на ношение платков, частично открывающих волосы, и рассказала об этом в своем блоге.

“Это касается только меня и моего внутреннего состояния. Я дала себе время разобраться. Надев платок, я взяла на себя ответственность. Наверное, я поспешила, я прошу Аллаха снова открыть моё сердце, делаю дуа, но пока мне очень тяжело. Я несу за это ответственность перед Всевышним. Я больше 10-ти дней не выходила из дома, впала в депрессию. Я ни в коем случае не отказываюсь от Намаза и от веры. Но касаемо платка, мне сейчас сложно, потому не надо мне ничего писать, мне и без этой писанины сейчас тяжело. Я не спала сегодня до шести утра, я не знала, как всё это расскажу вам, но вы стали моей семьёй, и врать вам я не хочу. Я немного открыла волосы, и мне стало легче. Если в моей жизни что-то изменится, я с вами поделюсь, спасибо, что вы у меня есть”, – говорит в своём "сторис" Таипова. 

Но до принятия этого решения блогерша записала три коротких видео, назвав их “Разговор по душам”. В этих роликах девушка отвечает на самые часто задаваемые вопросы аудитории. В первой же части она говорит, что вопрос о деньгах за покрытие стал мемом в их семье, и муж шутит на эту тему с ней дома. Она рассказывает, что её семья была религиозной всегда, просто сама Рамина была не соблюдающей и пришла к этому только в 2019. Стала держать Оразу, в чём её поддержал муж, правда только морально, так как сам он не в религии.

“Никто не сможет носить платок достаточно длительное время даже за деньги”, – говорила она.

Надо отметить, что эти видео были записаны до того, как Рамина сняла хиджаб. После этого комментарии к своим последним постам она скрыла. А под старыми постами подписчики устроили дискуссию о том, как быстро девушка поменяла своё, по её словам, взвешенное продуманное решение.

При всем этом Рамина старается показать свою сильную эмоциональную вовлечённость в процесс на каждом этапе, через слезы. Практически везде она упоминает, как много плачет. Плакала, когда решалась на хиджаб, плакала, когда решилась. Вот теперь сняла и снова слёзы. 

Подводя итог, можно сказать, что кто бы что не говорил и как бы не поступал, мы остаёмся лишь наблюдателями этих историй. И, делая свои выводы из поступков медийных персон, вряд ли когда-нибудь полностью узнаем, что и кто за ними стоит на самом деле. Потому пока вопросы остаются открытыми.

Валерия Прохорова – общественный деятель и переводчица, единственная женщина, которая получила титул Иман за вклад в Ислам и впервые перевела Коран на русский язык. Она говорила о том, что хиджаб – это не Ислам, а традиции, обусловленные географическим расположением, климатом конкретной страны. 

И, как прокомментировала одна из подписчиц Рамины, ошибаются все, самое главное – наличие обратной силы у подобных решений.

“Кто бы не покрыл свою голову сегодня, он может передумать завтра. И пока существует эта свобода, это и отличает казахский Ислам от иранского, например". 

Читайте также:

Лента новостей

все новости