Гоголевские паи: в СКО в споре вокруг сельхозземель оказались замешаны мёртвые души

cover Коллаж Orda.kz

Северо-Казахстанскую область называют житницей Казахстана. И где, как не там, было развернуться спору вокруг пахотных земель, сюжет у которого будто подглядели у Гоголя. Хотя бы потому, что в нём тоже присутствуют мёртвые души. 

Orda.kz pазбиралась в это запутанной истории, где среди множества персонажей не хватает разве что Чичикова. 

Отдай мой пай 

Эта гоголевская история началась 15 лет назад, когда жители села Белоградовка Тимирязевского района СКО передали свои земельные паи в пользование ТОО «Елiмай и М». Схема обычная – так делают все ТОО, занимающиеся сельским хозяйством. В определённой степени она выгодна всем: у компании есть земли, с которых она может получать прибыль; у пайщика – выплаты, которые он получает от ТОО за пользование землей. Пусть доход не очень большой: сейчас это в среднем около 50 000 тенге в год, но всё же.  

Но время от времени пайщики устраивают, своего рода, «Юрьев день» и забирают свои участки. По закону они могут это сделать для создания крестьянского или фермерского хозяйства. 

Вот и в Белоградовке 70 пайщиков решили покинуть «Елiмай и М» и забрать с собой землю – более 1000 гектаров, из которых примерно 800 – пашня. В ТОО говорят, что это примерно четверть от всех используемых им площадей. 

Ещё одной из причин для выхода из ТОО «Елiмай и М» пайщики называют то, что руководство организации без их ведома закладывало земли в банк в качестве залога под кредит. И вот тут впервые появляются мёртвые души. 

«Для того, чтобы получить кредит, они предоставили протокол собрания, где стояли подписи, в том числе, тех людей, которые уже давно умерли», - рассказывает Валерий Кравчук, представитель части пайщиков. 

Пайщики говорят, что они по этому поводу обращались в прокуратуру, но пришла отписка, мол, отсутствует состав преступления. 

В ТОО «Елiмай и М» утверждение о подделке подписей называют откровенной ложью.  Хотя факт того, что земли  находятся в залоге, подтверждают. Правда, адвокат предприятия Светлана Оралбаева уточняет, что дело было давно.  

Исключение мёртвых 

До того момента, как в истории с выходом пайщиков из «Елiмай и М» во второй раз появились мёртвые души, прошло уже полтора года. За это время руководство ТОО успело опротестовать в суде решение первого общего собрания пайщиков.

«В 2020 году мы держали 1,5 тысячи гектаров под парами. И они в марте 2021 года устроили собрание и решили, что будут выходить. Выделили себе пашню на этом паровом участке. И всё это без меня!» - возмущается учредитель «Елiмай и М» Нина Малик. 

Новое общее собрание пайщиков состоялось в 2022 году – теперь уже по всем правилам. И даже начался процесс выхода из состава ТОО. Но дальше, как говорится, показания расходятся. Версия пайщиков такова: ТОО делает всё, для того, чтобы затянуть процесс выхода и удержать земли у себя. 

«У нас в планах создать собственное семейное фермерское хозяйство. Нас 17 пайщиков – родных, двоюродных братьев и сестёр. С техникой для обработки земли нам обещали помощь. Но нам всячески препятствуют», - говорит пайщик Аян Серикбаев. 

Нина Малик на это отвечает, что у неё и в мыслях не было кому-то мешать.

«Я готова их отпустить, но хочу, чтобы всё соответствовало закону», - говорит она. 

А загвоздка кроется в умерших пайщиках и их участках. Дело в том, что для полноценного выхода пайщиков из состава ТОО необходимо пройти перерегистрацию юрлица, потому что паи – это уставной капитал. Меньше паёв, посевной площади, уставного капитала, а стало быть, и статус юрлица меняется. 

И если все пайщики живы и никуда не уехали, то для выхода действительно достаточно лишь одного собрания. Если эти паи передали в наследство или в дар – тоже никаких проблем. Но это идеальный вариант. В случае с «Елiмай и М» он не сработал.

Около 200 гектаров земли, переданной в пользование ТОО, оказались за «мёртвыми душами» и эмигрантами, уехавшими в Россию и Германию.

Это так называемые выморочные паи. Вспомнили про них осенью прошлого года, когда оказалось, что тот самый Аян Серикбаев не вступил в наследственные права. 

Но на то, как следовало поступать дальше, у сторон конфликта разный взгляд. 

По словам Светланы Оралбаевой, заниматься исключением этих паёв из ТОО и передачей их в распоряжение государства закон предписывает акимату. Только после этого пайщики могут окончательно выйти из долевой собственности. Но в случае с «Елiмай и М», по мнению адвоката, акимат допустил ошибку: земельные участки он переписал на пайщиков, при этом из ТОО их не исключил. 

«Получается абсурдная ситуация. Фактически земля ими получена. Они передали её в уставной капитал других юридических лиц. А сами продолжают оставаться участниками ТОО «Елiмай и М». А значит, они имеют право на участие в собрании пайщиков. И к тому же, раз они являются участниками ТОО, то у них должна быть доля в уставном капитале. А за счёт кого? За счёт долей других участников», - говорит Светлана Оралбаева.

В итоге, Нина Малик эту юридическую коллизию проигнорировала и засеяла все пахотные земли. В том числе и спорные. Правда, из-за того, что эти 1000 гектаров уже не числятся за ТОО и у них нет кадастровых номеров, организация в этом году не получила субсидий и право на сельхозкредит. 

«Эти пайщики хотели ещё и наш урожай с этой земли собрать. Понимаете, мы сеяли, обрабатывали, удобряли, а они собрать хотели», - возмущается Нина Малик. 

Пайщики же заявляют, что Малик фактически незаконно удерживает их землю, хотя могла бы её передать, прекратив землепользование, а уже после этого заниматься участками мёртвых душ. И в решении акимата они ошибки тоже не видят. В декабре прошлого года даже обращение к президенту записали, с просьбой помочь им разобраться в ситуации. Правда, дальше местных пабликов видео не пошло. 

Что же касается посевов, то по словам Валерия Кравчука, пайщики готовы были сами засеять и обрабатывать свои участки. В общем-то, весной на это они и рассчитывали. И даже пригласили геодезистов, которые разметили им участки. 

«Но через четыре дня все метки представители ТОО убрали, а землю распахали и засеяли», - возмущается Кравчук. 

За прошедшие полгода ситуация особо не поменялась, хотя телодвижений с обеих сторон было много. И те, и другие обращаются в районный и областной акиматы,  в прокуратуру, в суд и везде надеются найти справедливость. В том виде, в каком они её представляют.   

Но есть в этой истории герой, который смотрит на происходящее с неким позитивом. Это директор ТОО «Елiмай и М» Вадим Кузьменко. Он уверен, что скоро эту гоголевскую повесть ждёт финал. 

«Я сейчас готовлю иск в суд по поводу выморочного имущества. Он будет признавать доли умерших людей за государством. Как только это будет сделано, мы пройдём перерегистрацию и всё, люди смогут выйти. Я думаю, к Новому году всё это уже закончится», - считает Кузьменко.

Если всё будет так, как предполагает директор компании, то успокоятся наконец-то все: и пайщики, и представители ТОО, и мёртвые души, за которыми земли до сих пор числятся.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости