Где лучше всех считают в Казахстане: изучаем результаты образовательного рейтинга PISA-2022

cover Фото: elements.envato.com

5 декабря электронная библиотека ОЭСР опубликовала результаты исследования PISA-2022 — международного тестирования по математике, чтению и естественным наукам. Предыдущее тестирование проходило в 2018 году, и вновь должно было состояться через три года. Но из-за пандемии COVID-19 тестирование решили перенести с 2021 на 2022 год.

В исследовании PISA принимали участие 15-летние школьники из 81 страны мира, в том числе и из Казахстана. В РК тестирование прошли 33 тысячи учеников. Orda.kz изучила их результаты. 

Места и баллы

PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment), это тестирование, которое проводится под эгидой страны Организации экономического сотрудничества и развития. Казахстан в нем участвует с 2009 года, и показатели у него разные. Например, в 2018 году результаты по сравнению с предыдущим исследованием упали. 

Поэтому не удивительно, что меньше чем через час после выхода результатов PISA-2022 министр просвещения Гани Бейсембаев на своей странице в Faceebook отчитался, что по сравнению с 2018 годом Казахстан в рейтинге PISA поднялся довольно сильно.

«В целом, среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (54-е в 2018 г.), по чтению — 61-е место (69-е в 2018 г.), по естествознанию — 49-е место (69-е в 2018 г.)», — пишет министр.

Но если сравнивать баллы, которые казахстанские школьники набрали пять лет назад и в 2022-м, то большая разница есть только по естественным наукам: показатель вырос с 397 до 423 баллов. В принципе, этим и объясняется такой резкий скачок в рейтинге — сразу на 20 мест.

А вот с математикой и чтением не все так радужно. По математике Казахстан поднялся всего на два балла — с 423 до 425. А по чтению даже на один опустился — c 387 до 386.

Но в целом Казахстан на это раз можно назвать «твердым середняком» рейтинга PISA. Для примера, лидер списка Сингапур набрал 575 баллов по математике, 543 по чтению, и 561 по естествознанию. Главным аутсайдером PISA-2022 стала Камбоджа с такими показателями: математика 336, чтение 329, естествознание 347. 

Казахстанцы могут себя тешить еще и тем, что вторая страна Центральной Азии, участвовавшая в тестировании, Узбекистан по чтению и естественным наукам занял предпоследнее место, взяв 336 и 355 баллов. И лишь по математике соседи заняли 72 место, набрав 364 балла.

Результаты Казахстана начиная с 2009 года. Фото: скриншот.

Алматы считает, Костанай читает

Но организаторы PISA не забывают, что все в мире относительно, и дают расчет не только по странам, но и по их регионам. Для Казахстана результаты таковы: по двум из трех исследований лидером идет Алматы, на втором месте Астана. Причем показатели у них даже выше средних по Казахстану. По математике южная столица набрала 453 балла, по естественным наукам 423. Столичные школьники по этим дисциплинам набрали 449 и 455 баллов. И лишь в чтении расстановка оказалась иной. 

Согласно тестированию PISA-2022, читают лучше всего школьники из Костаная со средним показателем в 427 баллов. На втором месте оказалась Астана — 424, на третьем Алматы — 423. 

Вообще, если не брать мегаполисы, то Костанай, СКО и ВКО идут в верхних строчках рейтинга. 

Что касается аутсайдеров, то здесь, опять же в двух случаях — чтение и естествознание, идет неизменная четверка из южных регионов. По убывающей она выглядит так: Шымкент, Кызылординская, Жамбылская и Туркестанская области. И лишь в математическом рейтинге конфигурация немного другая: Алматинская область, Шымкент, Атырауская и Туркестанская область. 

При этом показатели у главного аутсайдера рейтинга — Туркестанской области могут отличаться не только от лидерских, но и от средних по Казахстану на десятки очков: по математике — всего 389 баллов, по чтению — 347, по естествознанию — 389.

Пожалуй, это повод задуматься не только управлению культуры Туркестанской области, но и Минпросвету: почему юг Казахстана оказался столь отстающим по всем трем дисциплинам. 

Гендерный счет 

Возможно, министерству стоит обратить внимание на момент, который организаторы PISA подчеркивают постоянно: чем ниже показатели ВВП, затраты на образование и хуже социально-экономическая обстановка, тем ниже результаты стран-участниц. В принципе, это же коррелирует и с Казахстаном: столицы и более урбанизированный север идут в лидерах, а более аграрный юг в отстающих. 

ВВП на душу населения и успеваемость по математике. Фото: скриншот

Зато Казахстан можно похвалить за относительно равное распределение баллов по гендерам. Если в одних странах есть откровенный перекос, чаще в пользу мальчиков, причем это преимущественно лидеры ОСЭР, то в Казахстане по математике и естествознанию девочки лидируют с небольшим отрывом в несколько баллов. А по чтению вообще опережают мальчиков на 27 баллов.

При этом, если брать отдельно мальчиков и девочек, то улучшили показатель только первые и лишь по одной дисциплине — у них на два балла вырос показатель по естествознанию. В остальных же случаях либо изменений нет, либо результаты просели. Причем, сильнее всего это касается чтения у девочек — сразу минус 27 баллов. Пожалуй, в Минпросвете над этим тоже стоит задуматься.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости