Французы и россияне с интересами в Казахстане разошлись по разным вагонам

cover Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Французская компания Alstom продала долю в российском «Трансмашхолдинге» (ТМХ). Эти компании имели совместные активы в Казахстане, сообщает Orda.kz.

Как пишет «Коммерсантъ», французская Alstom завершила продажу своей доли в ТМХ российскому инвестору за 75 млн евро. Завершение сделки журналистам подтвердил Кирилл Липа, генеральный директор и совладелец «Трансмашхолдинга». По его словам, французская компания продала свою долю в ТМХ за половину от объективной стоимости.

Руководство холдинга планирует перерегистрировать его из кипрской юрисдикции в российскую до конца апреля. Доля Alstom в компании составляла 20 %, основные совладельцы «Трансмашхолдинга» — бизнесмены Андрей Бокарёв, Искандар Махмудров, Кирилл Липа и Дмитрий Комиссаров. С сентября 2023 года ТМХ находится под санкциями США — из-за этого французская компания и приняла решение о продаже доли.

«Трансмашхолдинг» — крупнейший в России и один из крупнейших в мире производитель подвижного состава для железных дорог. Предприятия холдинга выпускают электровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, вагоны электропоездов и метро.

Для Казахстана эта новость интересна, поскольку у «Трансмашхолдинга» и Alstom были совместные бизнес-интересы в РК. Ещё в 2006 году ТМХ решил создать в Казахстане совместное предприятие по производству подвижного состава. В 2008 году стало известно, что партнёром в этом проекте станет Alstom. В 2018 году ТМХ и Alstom запустили совместный проект по производству тяговых трансформаторов для электровозов на заводе ЭСЗ (ТОО «Электровозосборочный завод») в Астане.

Российский холдинг планомерно расширял присутствие в Казахстане — в 2012 году приобрёл 50 % подконтрольного КТЖ АО «Локомотивосборочный завод» (ЛКЗ), в 2021-м купил половину долей казахстанского ТОО «Проммашкомплект». После начала российско-украинского военного конфликта ТМХ начал избавляться от казахстанских активов. В 2022 году холдинг продал свою часть ЛКЗ американской Wabtec, а долю в ЭСЗ — французам из Alstom. Сейчас эти предприятия неподконтрольны российской компании.

Редакция Orda.kz обратилась в Министерство промышленности и строительства с вопросом, остались ли у «Трансмашхолдинга» какие-либо активы в Казахстане.

Из-за санкционного давления на ТМХ АО «КТЖ» пришлось срочно искать альтернативных поставщиков вагонов на невыгодных условиях. Эти поиски увенчались скандальной сделкой со швейцарской компанией Stadler, которая обошлась бюджету Казахстана в солидную сумму — 730 млрд тенге.

Читайте также:

Лента новостей

все новости