Фонд «Әділ сөз» обратился в Верховный суд из-за исков к журналистам

cover Иллюстрация создана с помощью нейросети DALL-E

В фонде считают, что некоторые суды начинают процессы против СМИ после истечения срока исковой давности, сообщает Orda.kz.

Как говорится в сообщении фонда, поводом для обращения в Верховный суд стал иск некоего бизнесмена к газете «Время». Публикация о нём вышла ещё в 2015 году. А спустя 10 лет предприниматель обратился в суд, потребовав от издания опубликовать опровержение, удалить статью и заплатить компенсацию в миллион тенге.

Как отмечают в фонде «Әділ сөз», согласно закону «О масс-медиа», вступившему в силу 20 августа 2024 года, срок исковой давности со дня публикации спорных материалов составляет один год.

«На предварительных слушаниях газета "Время" ходатайствовала об отказе в рассмотрении иска в связи с истечением сроков давности, однако суд решил продолжить рассмотрение дела и назначил экспертизу», — говорится в сообщении «Әділ сөз».

Чтобы впредь избежать таких случаев, фонд решил обратиться в Верховный суд с просьбой издать нормативное постановление о делах, связанных со СМИ. 

Согласно Гражданскому кодексу новые правовые акты применяют к случаям, которые возникли уже после их принятия. Закон обратной силы не имеет. Но тут возникает правовая коллизия.

«Если учесть буквальное словесное выражение вышеуказанной нормы, содержащейся в статье 38 Закона "О массмедиа", то получается следующее. Годичный срок исковой давности применяется в связи с нарушением права на опровержение, права на ответ, а также права на возмещение убытков и морального вреда. Когда происходит нарушение указанных прав? Только после того, когда СМИ не ответило на досудебную претензию в установленный законом месячный срок, либо когда отказало в реализации указанных прав. Следовательно, несмотря на то, что срок исковой давности исчисляется с даты публикации спорных сведений в СМИ, применяется он к отношениям, возникшим не в момент спорной публикации, а лишь после предъявления досудебной претензии средству массовой информации», — пишут представители «Әділ сөз».

В фонде считают так: если досудебная претензия поступила до 20 августа 2024 года, то норма о годичном сроке давности на неё не распространяется. Если же после этой даты, как это было в случае с газетой «Время», то случай уже подпадает под годичный срок.

Ранее мы рассказывали, что казахстанским журналистам прописали дресс-код для митингов.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости