Фильм «Жауап бер»: тюремное танго из дела Бишимбаева

cover

В этом году Казахстан прогремел на весь мир, благодаря беспрецедентной трансляции суда над экс-министром Куандыком Бишимбаевым, убившим свою супругу Салтанат Нукенову. Как и любое резонансное событие, преступление и наказание убийцы должно было найти отражение в культуре. Фильм продюсера Баян Алагузовой и режиссёра Санжара Омарова «Жауап бер», хоть и начинается с дисклеймера, что все события вымышлены, а совпадения случайны, явно был вдохновлён одним из самых громких судебных процессов в новейшей истории страны.

Что за фильм? Двухчасовое выматывающее рассуждение на тему жизни женщины в современном Казахстане.

Кто в ролях? Асель Калиева, Мадина Акылбекова, Аружан Бекболат, Нурай Жеткерген, Айнур Болат.

О чём? На скамье подсудимых – молодая женщина по имени Диана, её обвиняют в убийстве мужа, крупного бизнесмена. Дальнейшая судьба девушки зависит от присяжных и судьи, на которых пытаются оказывать влияние гособвинитель, адвокат и сестра погибшего.

Кому и зачем смотреть? Видимо, тем, кому многочасовой трансляции суда над Бишимбаевым показалось маловато.

В следующем году исполнится 50 лет бродвейской постановке «Чикаго», рассказывающей о суде над несколькими женщинами. Примечательно, что одним из ключевых мотивов мюзикла и его последующей «оскароносной» экранизации является влияние медиа на систему правосудия. 

Чем громче и резонанснее дело, тем больше желающих на нём хайпануть – от шарлатанов-экстрасенсов до серьёзных издательств. Так было полвека назад, так (но в куда более пугающих масштабах) и сейчас.

Впрочем, я упомянул «Чикаго» не только поэтому. Одним из самых экспрессивных музыкальных номеров в мюзикле было «Тюремное танго» (Cell Block Tango), в котором осуждённые за убийства женщины рассказывают свои версии случившегося. Истории у всех разные, но каждая заканчивается посылом: «Я не виновна». Этот семиминутный эпизод из мюзикла, к сожалению, оказывается куда более ёмким, чем двухчасовой казахстанский фильм.

Создатели «Жауап бер» точно так же дают право голоса пяти героиням, но структура сценария и монтаж не дают зрителю понять, а кто собственно ключевой, главный персонаж во всей этой истории? Из пяти основных сюжетных линий более-менее внятными по своему посылу оказываются три – подсудимой, адвоката и прокурора. Абсолютно куцая линия судьи, в итоге, сводится к двум эпизодам, которые можно было безболезненно вырезать и это ровным счётом никак не сказалось бы на сюжете.

Ещё больше вопросов вызывает вся линия с сестрой убитого. К примеру, совершенно непонятно, почему активно скорбящая по брату девушка ходит на судебные заседания в полном боевом раскрасе, цветастых футболках с Микки Маусом и хитросплетенными косичками.

Отдельная песня – их взаимоотношения с братом. Небольшой спойлер. Как и Бишимбаев, убитый персонаж в «Жауап бер» испытывает нездоровую страсть к съёмкам хоумвидео со своей супругой. И почему-то передаёт пароль от своего мобильного, где хранятся видео, сестре. Согласитесь, как бы вы ни доверяли вашим родственникам и ни любили их, вряд ли вы захотите, чтобы они изучали записи с вашими половыми подвигами.

Не меньше вопросов к художественным решениям картины. ОК, допустим, суды в Казахстане выглядят настолько же театрально, как их себе представляют создатели фильма. Лента не документальная, и все вот эти оправдания, которые любят наши кинематографисты. Но к чему был взбесившийся генератор крупных планов? Такое ощущение, что несколько смен оператор-постановщик потратил на то, чтобы настрелять сотню-другую молчаливых, но эмоционально заряженных крупняков, которые на монтаже закинули в рандомайзер для частоты смены кадров.

Отдельное моё почтение музыкальному продюсеру Багым Мухитденовой, которая, возможно, пришла на студию и сказала: «Сколько у нас фильм идёт? 120 минут? У меня есть примерно 117 минут музыки, надо чтобы она вошла вся». Притом, «Жауап бер», напомню, не мюзикл «Чикаго» – хочется всё-таки иногда послушать персонажей без сопровождения оркестра.

Кстати, о «послушать персонажей». «Жауап бер» мог бы стать отличным фильмом за счёт работы актёрского ансамбля, но, увы, единственными, кто не вызывает никаких вопросов в кадре оказались Асель Калиева, сыгравшая адвоката, и противостоящая ей Мадина Акылбекова. Айнур Болат, сыгравшая судью, без сомнения, тоже постаралась в своём душераздирающем монологе на тему «Я выходила замуж за красавца-самца, а он, подлец, мало того, что постарел, так теперь ещё борщи варит и шмотки мне стирает», но там сама суть конфликта настолько невнятная, что всерьёз её воспринимать проблематично.

И совсем уж грустно с самыми молодыми участницами каста. Ни Аружан Бекболат, ни Нурай Жеткерген не сделали ничего, чтобы вызвать к своим героиням хоть каплю зрительского интереса, равно как и сыгравший убитого Бейбут Кусаинов. Трафаретные персонажи: тиран и абьюзер, жертва, сестра тирана, и никуда за пределы этих функций актёры не выходят.

Увы, картину «Жауап бер» можно смело пропустить – а вместо неё ещё раз посмотреть куда более искусно сделанную ленту «Бақыт» режиссёра Аскара Узабаева и всё той же Баян Алагузовой. Именно «Бақыт» чётко бьёт в цель, которую обозначила продюсер на премьере «Жауап бер», – воспитывает в зрителе нулевую терпимость к насилию.

Лента новостей

все новости