Фильм «Тор»: ментальные игры в темнице сырой

cover

Недавно я сетовал, что комедийный контент в отечественном прокате на корню уничтожает любые попытки локальных авторов реализовываться в иных жанрах. Но вот в расписании кинотеатров появился психологический триллер «Тор», который не имеет отношения к герою Marvel, зато демонстрирует очередную заявку на излюбленные штампы «заставляет задуматься» и «фильм со смыслом».

Что за фильм? Режиссёрский дебют музыканта Виталия Кичатова, бодро стартующий, но усыпляющий до самого финала.

Кто в ролях? Назар «Узник совести» Шархан, Жандос «Угадайте, кто я?» Айбасов, Сергей «Нужно больше театра» Уфимцев.

О чём? Главный герой пытается восстановить цепь событий, которая привела его в изолятор максимальной строгости и заставила убить местного доктора. Кроме того, нужно выяснить, куда же девался сокамерник, произносящий самые витиеватые монологи, какие только мог написать начинающий сценарист.

Кому и зачем смотреть? Отличное зрелище для страдающих синдромом поиска глубокого смысла.

Совпадение или нет, но из четырёх человек, опрошенных мною сразу по завершении премьерного показа, трое (включая меня) отключились примерно в конце первого акта. Притом, что «Тор» идёт вполне гуманные 80 минут. Другой вопрос, что даже небольшой хронометраж можно наполнить так, что смотреть фильм будет физически тяжело. 

Кичатов совершил ошибку многих дебютантов, а именно – попытался сделать наш ответ более качественным голливудским картинам, хоть они ничего не спрашивали.

Как только оператор Данияр Амангельдиев фиксирует в кадре персонажа Жандоса Айбасова, зритель, видевший базовый набор психологических триллеров, тут же просекает один из основных сюжетных твистов. Беда в том, что происходит это в самом начале картины.

Второй твист оригинальностью тоже не блещет, а Кичатов, как из пулемёта, начинает поливать зрителя самыми пошлыми штампами, какие только есть в кинематографе. Тут и обязательные сны героя, где он то в степи, то на берегу моря, то в пустыне; и пространные речи Айбасова с отсылками ко всем религиям сразу; и неубедительные в своей нарочитой киношности сцены допроса.

Большой проблемой становится и визуальный язык повествования. Поначалу аскетизм фильма даже интригует, но скоро в глаза бросается перебор крупных и сверхкрупных планов. В какой-то момент картина и вовсе превращается в четыре говорящие головы, что утомляет. 

Ну, и традиционная проблема казахстанского кино – диалоги. Во-первых, их слишком много, во-вторых, написаны они каким-то чудовищным графоманским языком. Пардон, но когда надзиратель тюрьмы называет главного героя люмпеном, трудно поверить в малейшую реалистичность происходящего на экране.

Сейчас создатели «Тора» активно продвигают свой фильм как нечто, чего ранее в Казахстане не снималось. Возможно. По крайней мере, я не помню. Но вопрос, а нужно ли было именно так? 

Лента новостей

все новости