Фильм Shulamah: будет громко, очень громко!

cover

В прокат вышел один из самых ожидаемых казахстанских фильмов года – Shulamah («Не шуми»). Несмотря на такое название, этот проект начал шуметь задолго до премьеры, и к этому были все предпосылки. Продюсером ленты стал один из самых медийных представителей профессии Максим Акбаров, а режиссёром – Айторе Жолдаскали, прогремевший с хайповым сериалом «Шекер». Да и сама тема фильма – «кухня» рэп-индустрии Казахстана – тоже вызывала ажиотаж.

Shulamah – это определённо фильм-событие, который должен прогреметь в прокате и стать предметом оживленных дискуссий. Над ним работала команда модных и популярных кино- и музыкальных деятелей, тут есть рэп, сцены зажигательных шоу, сумасшедший визуал, яркий стиль и много чего вкусного. В целом, по стилистике Shulamah перекликается с тем же сериалом «Шекер», у которого есть армия фанатов как в Казахстане, так и за рубежом.

27-летний Айторе Жолдаскали формально чуть постарше поколения Z, но по сути он зумер в хорошем смысле этого слова. Он обладает всеми достоинствами детей digital-эпохи, судя по его кино, и напрочь лишён каких-то творческих комплексов и ограничений, привязок к прошлому, которыми порой страдают представители предыдущих поколений. Сразу виден свежий и незашоренный взгляд режиссёра, органично наложенный на хорошую насмотренность. При просмотре Shulamah приходит на ум название культовой песни Nirvana – Smells like teen spirit («Повеяло духом юности»). Сорежиссёр картины Игорь Цай тоже человек продвинутый и имеющий опыт работы в Голливуде на заметных проектах вроде «Поиска» Аниша Чаганти.

Shulamah рассказывает историю трёх друзей, бедствующих в «городе металлургов» Темиртау. Сапар, Гани и Дархан (очень органичны в этих ролях Досан Кеншимбаев, Демеу Атымтаев и Алмаз Мержакыпов) вместе с самого детства, их объединяет общая страсть к рэпу. Денег нет, зато есть мечты – друзья создали группу и грезят о заветном шансе «выстрелить». Однако их музыкальное видео на YouTube собрало 23 просмотра, из имущества – только старенький минивэн, и однажды лидер дружеского трио Сапар, устав от безнадёги, решается на обман. Он говорит друзьям, что есть приглашение на прослушивание в Алматы, и ехать туда надо прямо сейчас…

Shulamah выстроен как классическая «история успеха» с эволюцией от самых низов к славе, когда по пути этот самый успех оборачивается тёмной стороной, подвергая героев испытаниям. Сам по себе сценарный концепт, трое друзей-рэперов, тема их взаимоотношений с алматинским продюсером мефистофелевского типа Сулой (Данияр Алшинов) – это всё отлично. За сценарий отвечала команда профессионалов, включая самого Максима Акбарова. Единственное, что вызывает ощущение «недогона – не вполне достаточный уровень драматизма. Хотелось бы больше остроты, по-настоящему серьёзных вызовов для героев. Даже в кульминационных моментах они всегда «в тепле» и относительной безопасности.

Нет действительно острых конфликтов ни в отношениях между друзьями, ни с продюсером Сулой, который – при том, что Алшинов очень хорош в этой роли – тоже мог бы быть более инфернальным, опасным и порочным. Тем более по другим ролям Данияра мы знаем, что он способен это сыграть, не уходя в карикатурность. Очень хороший потенциал в этом смысле и у персонажа Аяна Отепбергена, дурного «авторитета» с деньгами, из которого мог бы получиться как раз-таки отличный источник тех самых серьёзных опасностей для героев. Но почему-то создатели картины решили не использовать его, и многообещающий злодей пропал после одной-единственной сцены.

Резюмируя, в визуальном плане зритель получает при просмотре Shulamah «американские горки», а в драматургическом – нет. Не то что бы это как-то перечёркивает фильм, просто возникает чувство, будто блюдо недосолено.

При этом у Shulamah всё равно остаются козыри в рукаве, которыми создатели атакуют зрителя, не давая ему опомниться. В фильме хорошо продуманный художественный концепт, благодаря которому он выглядит цельным, несмотря на периодическую смену тональности повествования или стилизованные вставки в духе музыкальных видео. Единство стиля наблюдается притом, что режиссёр в тандеме с оператором Ержаном Аракеевым и художницей Назирой Байбековой постоянно меняют палитру, свет, манеру съёмки, стремительно переходя от медитативного сизого сплина темиртауских ландшафтов к радикальным световым контрастам алматинских пресс-конференций, от прозрачного воздуха – к слепящему искусственному освещению, от выдержанного ритма – к совершенно безумным монтажным кульбитам. Это заметно и в музыкальном решении: яростные и громкие рэп-композиции сменяются психоделичными эмбиент-темами от композитора Султанали Коныратбая.

Shulamah («Не шуми»), по явно просчитанному создателями контрасту, на самом деле невероятно громкий, ослепляющий и оглушающий фильм. Даже с недочётами это не тот релиз, что тихо и незаметно пройдёт в прокате. Это кино больших аудиторий и восклицательных знаков.

Лента новостей

все новости