Фильм «Плохая девочка»: когда начальнице скучно

cover

Будущей зимой в мировой прокат должна выйти одна из самых заметных картин основной программы Венецианского фестиваля этого года Babygirl («Плохая девочка») – увлекательный эротический триллер с получившей в Италии приз Николь Кидман в роли богатой и успешной женщины, от скуки пустившейся в увлекательное путешествие по БДСМ-вселенной с молодым стажёром. Попадёт ли фильм в наши кинотеатры, большой вопрос. А пока можно почитать рецензию кинокритика Рамазана-Малика Елеусиза, посмотревшего Babygirl в Венеции.

Успешная бизнес-леди Роми (Николь Кидман) руководит крупной компанией в сфере робототехники и растит двух дочерей вместе с любящим мужем (Антонио Бандерас) в огромном загородном доме. В общем, жизнь мечты. Только вот ей жутко скучно. Скучно на работе, где все перед ней пресмыкаются, скучно на однотипных корпоративных вечеринках, наконец, скучно в постели с мужем-пуританином, для которого даже порно – табу. И тут Роми знакомится с молодым стажёром Сэмюэлем (Харрис Дикинсон), который ведёт себя мягко говоря необычно. Он хамит, но тут же извиняется, постоянно подрывает авторитет начальницы и хвалит за хорошее поведение. Слово «babygirl» в названии, которое русскоязычные локализаторы исковеркали до «плохой девочки», – то, как Сэмюэл ласково зовёт главную героиню. В итоге, Роми сама не замечает, как начинает искать поощрений самоуверенного и нагловатого парня. Постепенно Сэмюэл навязывает ей свою странную игру, которая со временем начинает нравиться Роми, ведь впервые за долгие годы ей снова не скучно. Очень быстро игра в «горячо-холодно» перерастает в служебный роман с сильными нотками БДСМ, ставящий под угрозу и карьеру, и счастливую семейную жизнь.

Режиссёрка и сценаристка Халина Рейн очевидно понимает, что такой синопсис сразу вписывает её фильм в длинный список картин о сексе, власти и иерархии: тут и «50 оттенков серого», и «Секретарша», и «Пианистка»… Хотя ей самой, конечно, хочется сравнивать себя со Стэнли Кубриком, отсюда бесконечные и не очень оправданные отсылки к его ленте «С широко закрытыми глазами», откуда перекочевали рождественские ели, намёки на мистический культ и сама Николь Кидман.

Держа в голове эту богатую кинематографическую традицию, Рейн всячески пытается обманывать ожидания зрителей. Начнём хотя бы с того, что здесь – богатая и успешная женщина, именно её желания и фантазии реализуются. Отсюда и гиперсексуализированный образ героя Харриса Диккинсона, который весь фильм ходит с потрёпанной причёской, закатанными на рубашке рукавами и леденцом во рту. Вот вам female gaze, держите и радуйтесь. Однако сама попытка заглянуть в бездну женских фантазий и порока получилась удивительно скромной. Да, голая Николь Кидман ходит на четвереньках, пьёт молоко из кошачьей миски и любит «пожёстче», но воображение это, прямо скажем, не будоражит.

Другая вещь, которая решительно отличает Babygirl от десятка похожих фильмов, – форма. Модная картинка, агрессивный монтаж, бодрый саундтрек из прошлого века – всё это добавляет динамики и стиля, превращая его из полукомедийной полуэротической мелодрамы в сексуальный триллер, которым он хочет казаться. Если же лишить Babygirl всей мишуры, то здесь много юмора и обычной человеческой драмы о неудовлетворённости и неприятии себя.

Причём не принимает себя не только Роми, но и Сэмюэл, пытающийся убедить всех вокруг, что знает, чего хочет. Однако, чем больше мы узнаём его, тем больше убеждаемся, что в этих отношениях он запутался ничуть не меньше главной героини. Его веселит опасность, но быстро становится очевидно, что Сэмюэл точно так же теряется во власти своих желаний. Сам того не понимая, он по полной газлайтит Роми, выдавая свои манипуляции за осознанность.

Другая интересная тема, которую поднимает Рейн, – женщины у власти. Способны ли они что-то поменять? Построят ли новый корпоративный мир без лжи, насилия и карабканья по головам? Едва ли – отвечает режиссёрка. Роми врёт, спит с подчинёнными и шантажирует сотрудников ничуть не меньше, чем любой другой подобный начальник. Хочется додумать здесь какой-то вывод о том, что прогнила сама корпоративная система, развязывающая руки людям у власти, но Рейн так далеко не заходит. Тему женщин на управляющих должностях, как и темы гендерного равноправия, культуры отмены или секса после 40, она всего лишь «затрагивает», не решаясь углубляться в них и слишком запирая себя в рамках конкретной истории.

В итоге, получается любопытное и драйвовое напоминание, что ничто так не вредит здоровому браку, как целомудрие в постели. Возможно, фильм не впечатляет глубиной мысли, но вполне способен развлечь зрителя динамичным повествованием, острым юмором и превосходным актёрским составом. Напомню, что эта работа принесла Николь Кидман в Венеции заслуженный Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. А нам остаётся надеяться, что Babygirl доберётся-таки до казахстанского проката.

Лента новостей

все новости