Фильм «Құшақташы мама»: слёзы на миллиард

cover

В казахстанском прокате обозначился первый миллиардер 2026 года – мелодрама режиссёра Нургисы Альмурата «Құшақташы мама». Далеко не первый фильм в череде слезоточивого тренда, накрывшего отечественную киноиндустрию.

Что за фильм? Очередное покаяние миллениальского поколения перед родителями с легко читаемым твистом.

Кто в ролях? Максат Рахмет, Гулжамал Мукажанкызы, Зарина Кармен, Абильмансур Сериков, Нурай Жеткерген.

 

О чём? Очередная ссора между невесткой и свекровью заканчивается тем, что стоматолог Жалгас везёт родную мать в родной аул на машине и по дороге решает высказать все обиды, накопившиеся за жизнь.

 

Кому и зачем смотреть? Тем же самым людям, которые озолотили создателей кыргызской картины «Пейiш: рай под ногами матерей» и наверняка сделают то же самое с её продолжением, выходящим на этой неделе. Скорее всего, они же вывели «Құшақташы мама» в миллиардеры.

Однако не надо считать, что сюжетный троп «Последнее путешествие матери и взрослого сына» был придуман нашими соседями. Достаточно вспомнить, что в 1980-е «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля забрала японская картина «Легенда о Нараяме», которая, в свою очередь, является ремейком одноименного фильма 1950-х.

Впрочем, если японские и кыргызский фильмы были всё-таки рефлексией на тему традиций, будь то локальных или религиозных, то «Құшақташы мама» – это именно поколенческое кино в череде многих проектов, где сорокалетние авторы вдруг обнаружили себя неправыми в жёстком конфликте с родителями. Об этом же были вышедшие под конец прошлого года «Болған оқиға» и «Ыстық ұя».

Суть же конфликта заключается в завершении терапевтического процесса, когда мы, получив ничем не контролируемый доступ к психотерапии (во многом, конечно же, суррогатной, в виде прикроватной литературы от различных шарлатанов), резко ринулись искать корни всех своих текущих проблем в детских травмах. Нередко это заканчивалось открытой конфронтацией с родителями, а иногда и трагическим разрывом отношений между поколениями.

Собственно, создатели «Құшақташы мама» и показывают нам, к чему приводит весь этот процесс. Большая часть картины – это диалог между двумя персонажами, где он в позиции жертвы обвиняет её во всех грехах, а она, в конечном итоге, выдаст, пожалуй, лучший монолог о материнской жертве, на которую пошла ради выживания детей.

Впрочем, не для сложных размышлений сделан фильм Нургисы Альмурата. Он довольно прост и максимально мелодраматичен. Тот самый финальный твист читается практически сразу, кто хотя бы слышал название «Шестое чувство».

Монтажно это выглядит так: дорога, душераздирающий эпизод о страданиях маленького Жалгаса, дорога, трогательный момент, конфликт, тот самый монолог, дорога, раскрытие твиста, очень длинная сцена скорби и плача, финальная мораль в духе «Что имеем не храним, а потерявши плачем».

Компактный хронометраж в 70 минут не даёт фильму манёвра для жанрового разнообразия. Образцовое кино мокрых носовых платков Made in KZ во всей красе. Отечественные кинематографисты здесь косплеят пиксаровскую «Корпорацию монстров». Только там герои вдруг осознали, что энергия смеха не менее ценна, чем энергия страха, наши же поняли, что плач монетизируется ничуть не хуже, а то и лучше, чем смех. Неслучайно одним из главных маркетинговых инструментов в продвижении подобных проектов стали рилсы и тиктоки с утирающими слезы зрителями на премьерном показе.

Лента новостей

все новости