Фильм «Дәстүр: теріс бата»: «Солнцестояние» по-казахстански

cover

Повторяя историю первого фильма «Дәстүр», вышедшего в прокат в декабре 2023 года и ставшего кассовым суперхитом, под нынешние праздники в прокат вышла и вторая картина – «Дәстүр: теріс бата» (к оригинальному названию добавилось «Проклятие»). Режиссёр Куаныш Бейсек на этот раз выступил продюсером, а постановку взял на себя Алишер Утев, известный зрителю, среди прочего, по культовому сериалу «5:32».

 

Уже в первый день проката «Дәстүр: теріс бата» побил рекорд, собрав 100 миллионов тенге, сейчас на его счету более 700 миллионов – интересно, догонит ли фильм по сборам первый «Дәстүр» или «Ауру», который также спродюсировал Бейсек (оба стали «миллиардерами»).

При просмотре сразу бросается в глаза, что объединение двух картин с общим названием «Дәстүр» в одну франшизу – некая условность; по сути, они очень разные. Новый фильм фокусируется на сюжете, никак не связанном с первой лентой, здесь другой актерский состав. Из первого «Дәстүр» сюда перешёл только один персонаж – следователь Жасулан (актёр Алдияр Жапархан), да и то – это не особенно важно. Действие в «Дәстүр: теріс бата» происходит уже не в ауле Болашак, а в городе, где проживает еле сводящая концы с концами мать-одиночка Гульжан (Фариза Ескермес), чья дочь-школьница Дана оказывается похищена и увезена в некое странное место, которого нет на картах и где живут одни зловещие старики…

 

Первый «Дәстүр», совпавший с резонансом вокруг убийства Салтанат Нукеновой, был посвящён домашнему и сексуализированному насилию, бракам по принуждению, коррупции и другой острой проблематике. «Теріс бата» не берёт на себя столь объёмного социального груза и не вызывает непосредственных ассоциаций с текущими новостями, но всё же подсвечивает актуальные темы, пусть и более общие. Вопросы нелёгкого материнства (в частности, отношение общества к матерям-одиночкам) и проблему геронтократии (старики, пожирающие жизнь молодых) как минимум.

 

Правда, некоторые зрители углядели в фильме даже борьбу ислама с тенгрианством, но это уже кажется сильно притянутым за уши.


В целом, в обеих картинах налицо особенности каждого из режиссёров: если Куаныша Бейсека ещё со времён работы с «Ириной Кайратовной» волновали вопросы, прежде всего, социальные, и его «Дәстүр» так или иначе подвязан на традиционные ценности, то творчество Алишера Утева всегда было более урбанистическим и современным, тяготея к ярко выраженной жанровости. И в этом смысле «Дәстүр: теріс бата» представляет собой отраду для ценителей кино – здесь нужно отдать должное как режиссёру, так и сценаристам Арыстану Кауневу и Биржану Кабылбаеву.

Получился отличный фолк-хоррор, сразу вызывающий в памяти и флагмана этого жанра, культового «Плетёного человека» Робина Харди, и более свежие образцы вроде «Солнцестояния» Ари Астера и «Ритуала» Дэвида Брукнера. В плане аллюзий тут вообще разнообразие: временами фильм Утева напоминает и «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, и фильмы Дарио Ардженто, и «Топи» Владимира Мирзоева.

Визуально вторит им продуманная работа оператора-постановщика Эржана Аракеева: его интенсивная, нервная камера, периодически ускоряющая свой ритм до безумного в соответствии с нарративом, – это бесспорная удача фильма. А учитывая, что большая часть ленты снята в темноте – тем более.

 

Отдельного упоминания стоит и то, как снята и смонтирована ключевая сцена страшного ритуала «Жаңғыру» («Возрождение»). Её визуальный и звуковой ритм, соотношение того, что мы видим и о чём догадываемся, создают просто идеальный хоррор-эффект.


В целом, повторюсь, «Теріс бата» – это фильм, сквозь жанровое преломление исследующий тему материнства и тех сложных решений, которые приходится принимать женщинам ради своих детей. Здесь мы видим случаи того, как материнская любовь толкает и на Добро, и на Зло. Актёрские работы все хороши, но бесспорно выделяются две главные женские на этих двух полюсах: Фариза Ескермес в роли Матери-Гульжан, и Алихан Идришева в роли Матери-Кумис-апай. Недаром в фильме неоднократно звучит и песня Нурлана Онербаева «Анашым» («Мама»). В целом инфернальное трио Идришева – Бахытжан Альпеисов – Байкал Бельбаев производит яркое впечатление и вызывает уважение за смелость в выборе таких дерзких ролей.

Что касается самой дилогии «Дәстүр», если создатели будут продолжать в том же духе, то это будет похоже не сколько на полноценную франшизу, а, скорее, на сериал-антологию в духе «Мастеров ужасов» Мика Гарриса, состоящую из лент, сильно отличающихся по месседжу и стилю.

Лента новостей

все новости