Фильм «Бауырына салу»: история детской травмы и взросления

cover

На состоявшейся на прошлой неделе церемонии вручения независимой кинопремии «Выбор критиков» приз в категории «Лучший дебют» получили картина «Бауырына салу» и её режиссёр Асхат Кучинчереков. Этот фильм, который на родине пока практически никто не видел, уже порядком пошумел в мире: премьера состоялась на одном из самых престижных мировых кинофестивалей – в испанском Сан-Себастьяне, также он удостоился премии Asia Pacific Screen Awards в номинации «Лучший молодёжный фильм».

До «Бауырына салу» Асхат Кучинчереков был больше известен как актёр. В своё время он снялся в лентах «Тюльпан» и «Айка» Сергея Дворцевого. В собственной дебютной режиссёрской работе мы не видим Асхата на экране, однако можем ощущать его присутствие во всём, ведь здесь он также выступил автором сценария и сопродюсером.

История, рассказанная в фильме, по словам Кучинчерекова, для него очень личная и довольно болезненная. Сама по себе традиция «бауырына салу» (есть и вариант «немере алу» – в переводе «усыновление»), вынесенная в название, – это старинный казахский обычай передачи первенца на воспитание бабушкам и дедушкам. Не сказать, что сейчас это повсеместно распространено, но и не так уж редко встречается. И довольно много казахстанцев могут узнать себя и свои личные истории в этой кинокартине.

Герой фильма, мальчик по имени Ерсултан – явное альтер-эго режиссёра, и даже внешне на него чем-то похож. Замкнутый, интровертный он всю жизнь живёт с престарелой бабушкой. Каждый день Ерсултан ходит на подработку – вместе с другими ровесниками добывает соль на рудниках. Своих настоящих родителей он даже не помнит, всё, что у него есть – старое потрёпанное фото, которое он тайком смотрит по ночам. 

И хотя совместный быт с апашкой – мирный, уютный и абсолютно безмятежный, мать и отец остаются недосягаемой мечтой Ерсултана, а все заработанные не самым лёгким трудом деньги мальчик откладывает на поездку к ним.

Но всё в его мире переворачивается, когда бабушка умирает…

«Бауырына салу» – картина, в целом, очень медитативная, атмосферная, со своим уникальным задумчивым настроением и ритмом. Она и неспешным повествованием, и визуально отражает душевное состояние тихого, погруженного в себя Ерсултана, а также то, как он переживает внезапную и судьбоносную перемену в жизни.

Впечатляет тонкая, вдумчивая режиссура Кучинчерекова в изображении этого перехода. 

Первая половина фильма и аул бабушки, родного человека – лето, тепло, покой, мирная неспешная полудрёма. Вторая половина и аул родителей (которые, по сути, чужие для мальчика и сами не знают, что с ним делать) – зима, холод, напряжённость, более дискомфортный и резкий ритм.

Здесь хочется отметить работу оператора-постановщика Жанарбека Елеубека – очень продуманную и выверенную, построенную на длинных непрерывных кадрах, с буквально втягивающим в пространство фильма визуальным решением. У «Бауырына салу» стильная, сдержанная, тщательно отфильтрованная палитра от художника Азамата Исраилова. В первой половине фильма много тёплого и прозрачного: песочный, жёлтый, кремовый, переходящие в белый и голубой. Вторая половина выстроена на зимних ландшафтах; белый становится уже не прозрачным, как в первой части, а грязным, небо – не голубое, а серое, природа и интерьеры – смурные и тёмные.

«Бауырына салу» выделяется своей художественной цельностью, искренностью и честностью посыла – в каждом кадре ощущается выстраданность, смятение и боль автора. Картина смотрится на едином вдохе сочувствия, сопереживания, сосуществования с главным героем. Зритель словно проходит вместе с Ерсултаном эту главную и жизнеобразующую во многом травму. И, зная о судьбе самого режиссёра и многих других соотечественников с подобной семейной историей, заранее грустно оттого, что понимаешь: эта травма останется с мальчиком и во взрослой жизни. 

Нужно выделить и невероятно пронзительную, живую, берущую за душу работу юного актёра Ерсултана Ермана – он тотально перевоплощается в своего героя и передаёт чувства экранного тёзки с удивительной, почти неправдоподобной органикой.

Финальная сцена наводит на мысль: а должны ли какие-то старые народные традиции вот так автоматически передаваться из поколения в поколение, не проходя такие нужные этапы переосмысления, перезагрузки? Когда-то давно эти обычаи возникли в силу необходимости выживания, наследования и прочих важных на тот момент причин. Вероятно, в эпоху, когда возник обычай «бауырына салу», по-другому было нельзя. Однако сейчас совсем другие время, люди, ментальная и эмоциональная атмосфера. И приходишь к выводу, что вообще многие традиции стоило бы, пожалуй, переосмыслить и пересмотреть. Кажется, для этого самое время, говорит нам картина «Бауырына салу».

Лента новостей

все новости