Фикусы, петуньи и не только: «Орда» побывала в колледже, где растут цветы, профессии и люди

Ещё год назад студенты единственного в Казахстане колледжа флористики учились в старом, потрёпанном здании — малопригодном для полноценного образовательного процесса. Ситуация усугублялась тем, что там располагалось отделение для детей с ограниченными возможностями. Теперь они закончили учебный год в новом, современном корпусе. Как новое здание повлияло на атмосферу и условия обучения — в репортаже Orda.kz.
Алматинский колледж технологий и флористики (АКТиФ), это единственное в стране среднеспециальное учебное заведение, где готовят профессиональных флористов и дизайнеров, умеющих создавать букеты и интерьерные композиции любой сложности.


Помимо этого здесь работает одна из старейших и наиболее опытных школ по обучению подростков с особыми образовательными потребностями.
Более 20 лет назад на базе колледжа появилось коррекционное отделение. Со временем оно выросло в большой Ресурсный центр адаптации и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас здесь ежегодно обучаются более 200 студентов с нарушениями слуха, речи, зрения, моторики и ментальными особенностями, осваивая такие рабочие специальности, как швея, мастер по ремонту и пошиву обуви, сборщик мебели, флорист и цветовод.
В главном корпусе колледжа учатся подростки, окончившие девять классов общеобразовательной школы, в некоторых группах вместе с ними обучаются по два-три студента с особыми потребностями — те, кто может успешно осваивать стандартную программу. В Ресурсном центре работают коррекционные группы, где занятия проходят по адаптированным образовательным программам. При этом благодаря продуманной инфраструктуре и общей атмосфере в колледже создаётся среда, где между студентами не возникает барьеров. Пространство, распорядок и отношение педагогов формируют условия, в которых общение и взаимодействие происходят свободно и естественно — вне зависимости от особенностей каждого.

Уходящий учебный год стал для Центра особенно важным — обучение впервые проходило в новом корпусе, построенном с учётом потребностей этих ребят. В отдельном корпусе светлые и комфортные аудитории, актовый зал, мастерские, спортивный зал со специально оборудованной тренажёрной зоной.




Об этом нам рассказала заместитель директора по административным вопросам Алия Мусапирова, которая провела нам экскурсию по новому корпусу.
«Раньше здесь стояло запущенное здание, построенное ещё в 1950-х годах прошлого столетия. Ученики Ресурсного центра тогда занимались в помещении, совсем не приспособленном под их особенности — это создавало массу неудобств и осложняло учебный процесс»,поделилась с нами сотрудница колледжа.
Но в позапрошлом году на администрацию учебного заведения вышли застройщики, предложившие щедрый подарок:
«В 2023 году Damu Development Group предложили нам построить новое здание для Инклюзивного центра. Мы, конечно, очень обрадовались. Согласовали проект во всех необходимых инстанциях, и уже в прошлом году переехали в этот новый удобный корпус».




Переезд позитивно сказался на настроении как преподавателей, так и детей.
«Им здесь комфортно. Они приходят на занятия с удовольствием. Такие проекты очень нужны. Многие говорят об инклюзии, но на деле её поддерживают единицы. Построить с нуля, под ключ, такой объект — не каждый на это решится. А здесь детям просто дали шанс учиться. Сейчас таких учебных заведений не много — не только в Алматы, но и по всей стране. Поэтому когда появляются подобные центры, дети идут туда с радостью».
Первая аудитория, в которую мы заглянули, — кабинет, где обучают технологии пошива и ремонта обуви. В классе нас встретила преподаватель Айжан Нисвалина. Её студенты сейчас на производственной практике — как и большинство учеников Ресурсного центра. В группе у неё 10 человек, а в прошлом году было восемь.


«С каждым годом набор растёт. У нас коррекционные группы. А дети с более лёгкими диагнозами учатся в инклюзивных — вместе с обычными студентами. У моих ребят ДЦП, задержка психического развития и другие состояния. Например, трое учеников с диагнозом шизофрения. У двоих из них болезнь приобретённая, развилась после развода родителей», с грустью рассказывает Айжан.
Работать с такими студентами непросто.
«Многие из них даже не умеют писать. Теорию воспринимают тяжело, зато на практике работают с интересом. Им это нравится», говорит она.
Обучение здесь дуальное: 60 % времени отводится практике, 40 % — теории. В первый год ребята в основном изучают основы в учебных аудиториях и мастерских, которые находятся в этом же корпусе. А на втором курсе почти всё время отдают практике — в настоящих цехах и мастерских.

Айжан удаётся находить с учениками общий язык — помогают опыт и искреннее желание их понять. В работе её поддерживают психолог и социальный педагог. Психолог регулярно проводит занятия с детьми.
«Мы постоянно на связи с родителями. Некоторые говорят: мы и сами не справляемся. А я уже привыкла. Мы с ребятами хорошо ладим, они меня слушаются. В целом у нас всё хорошо», с оптимизмом говорит педагог.
Из общеобразовательных предметов дети изучают математику, казахский и русский языки по облегчённой сокращённой программе.
Очень ценный кадр
В кабинетах мебельного производства знакомимся с Алмасом Шариповым — уникальным сотрудником колледжа. Он совмещает сразу две роли: мастер производственного обучения и сурдопереводчик. В Ресурсном центре шесть групп для детей с нарушениями слуха: четыре обучаются на мебельщиков, две — на портных. При этом в штатном расписании колледжа должность сурдопереводчика официально не предусмотрена.

Алмас пришёл в колледж почти 15 лет назад по приглашению супруги. Анара Шарипова по образованию технолог в швейной отрасли, позже получила педагогическую квалификацию и тоже владеет жестовым языком.
Заметно, что педагог искренне переживает за своих студентов. В разговоре он признался: после окончания обучения найти работу для ребят с нарушением слуха сложно.
«Трудоустроить таких детей непросто. Берут активных, шустрых. А тем, кому тяжело работать по профессии, предлагают другие должности — например, упаковщиков», объясняет Алмас.
В мебельные цеха берут тех, кто хорошо учится. Из десяти человек в группе трое-четверо уже работают на производстве, собирают корпусную мебель. А есть и ребята, которым совсем непросто воспринимать обучение.
«У нас ведь учатся дети с разными диагнозами: кто-то совсем не слышит и не говорит, у кого-то нарушена моторика, у кого-то плохое зрение. Таким мы подбираем работу попроще — на складе, где меньше физических нагрузок. Спасибо работодателям, которые идут навстречу. Я сам обращаюсь к ним, прошу принять наших выпускников».

Алмас не просто отправляет студентов на практику, он старается сопровождать их: рассказывает работодателям о специфике состояния каждого ученика, объясняет, что тому нужно показать и на что обратить внимание.
«Если им один раз показать — они быстро запоминают. Вначале дают простую работу, потом постепенно усложняют. Правда, на производстве у них совсем нет общения — ведь там нет сурдопереводчиков. Объясняются они на бумаге или с помощью телефона».
Когда детям рассказывают теорию, особое внимание уделяют технике безопасности:
«На производстве ребята работают с большими станками, электроинструментами. Готовим их к этому серьёзно».
Помимо профильных занятий, Алмас помогает и на других уроках — как сурдопереводчик.
«Например, на математике. Сначала учитель объясняет тему минут 20. Я параллельно перевожу. Потом дети записывают, а в конце преподаватель спрашивает: ну что, опросим, поняли ли тему? И мы снова работаем вместе».

Мы заглянули ещё в несколько кабинетов, где шли занятия. Чтобы не мешать, ограничились парой снимков и короткими репликами. Этого оказалось достаточно, чтобы почувствовать атмосферу: дети открытые, доброжелательные, с интересом рассказывают о занятиях и практике.
Многие признаются, что в новом корпусе им гораздо уютнее: светло, просторно, чисто. Это положительно сказывается на настроении и на желании ходить на учёбу.
Не только парты...
Наша проводница показала гордость Центра — просторный спортзал с отдельной тренажёрной зоной для адаптивной физкультуры. Сюда ребята могут приходить в любое внеурочное время, а учитель физкультуры всегда готов провести с ними занятие.

Студентка первого курса Аня говорит, что ей нравится ходить на учёбу:
«Аудитории клёвые. Но я хожу сюда, потому что у меня есть друзья. Мы вместе рисуем. Я люблю рисовать аниме».
Мы заглянули и в мастерские где студенты шьют, мастерят, осваивают прикладные навыки и создают всё: от декоративных панно до полноценной мебели.







Ещё одна точка притяжения для студентов — актовый зал. Высокий потолок, уютная сцена с большим экраном и обилием света. Здесь для ребят проводят праздничные мероприятия и познавательные лекции, которые надолго остаются в памяти.


Корпус действительно впечатляет: условия для обучения здесь достойные и продуманные до мелочей.

Что дальше: планы, которые уже в работе
Завершая экскурсию, Алия Мусапирова рассказала, что с каждым годом желающих поступить в Центр становится всё больше. Большинство приезжает из Алматы и области, но всё чаще поступают заявки и из других регионов — Талдыкоргана, Тараза, отдалённых населённых пунктов. Однако для иногородних студентов возникает одна серьёзная проблема — отсутствие общежития.
«Мы очень хотим построить общежитие. Сейчас этот вопрос на стадии согласования с акиматом. Когда ребята узнают, что жить негде, отказываются от поступления, хотя очень хотят учиться. Мы уже направили запросы в акимат, управление образования и управление строительства, чтобы получить разрешение на строительство. Инвестор у нас тоже есть, но всё зависит от согласований с городом»,делится планами Алия.
Проект уже разработан: на первом этаже планируется столовая, а выше — три этажа жилых комнат. В общежитии смогут разместиться до 170 студентов. По мнению администрации, на начальном этапе этого будет вполне достаточно.
По пути в главный корпус стоит теплица — зелёная, живописная, уютная, она сразу привлекла внимание, и мы задержались там.
Фикусы, петунии и шеффлера: что выращивают будущие цветоводы
В момент нашего визита ребят здесь не было, шли занятия. Вокруг — изобилие зелени и света, на полках и в грядках десятки растений, за которыми, очевидно, тщательно ухаживают.






Выглядит всё как оазис — живой, зелёный и заботливо устроенный.
Когда диагноз — не преграда: победы особенных студентов
В библиотеке мы встретились с одним из самых опытных специалистов колледжа — методистом Гуляим Стамбековой. С 2016 по 2021 год она возглавляла отделение инклюзивного образования и может рассказать про каждого студента Ресурсного центра, их диагнозы, потребности, сильные и слабые стороны.

Погрузившись в историю колледжа, Гуляим вспомнила, как всё начиналось. Первое инклюзивное направление было открыто на базе специальности «швейное производство и моделирование одежды». Обучаться пришла группа девушек с нарушениями слуха и речи. Почти два года они осваивали профессию, успешно окончили курс и получили дипломы государственного образца. Сегодня многие из них работают по специальности в Алматы, а некоторые даже открыли собственное дело.
С каждым годом число желающих учиться растёт.
«Если в 2016 году мы приняли всего 50 студентов, то сейчас на отделение ежегодно зачисляется 80–90 человек. В этом году в Центре обучаются 216 студентов с особыми образовательными потребностями»,говорит Гуляим.
Важно, что обучение в стенах колледжа для таких детей не ограничивается только получением профессии.
«Наши студенты участвуют во всех воспитательных мероприятиях наравне с остальными: конкурсах, соревнованиях, праздниках. У нас есть ребята, которые представляли Казахстан на международных чемпионатах. Так, студентка Аяулым завоевала серебряную медаль по дзюдо на чемпионате в Абу-Даби. Её сокурсник Кайрат — бронзу по волейболу. А выпускница Аделия в прошлом году представляла колледж во Франции, в Париже, на международном конкурсе по флористике».
Инклюзия — не услуга, не мода и не тренд, а норма
Гуляим Стамбекова уверена: инклюзия — это не мода и не тренд, а часть повседневной жизни, к которой должна быть готова вся система образования.
«Мы всегда исходим из простого, но принципиального подхода: не ребёнок должен подстраиваться под колледж, а колледж быть готовым принять каждого. Вот что такое настоящая инклюзия. И именно это должно стать нормой», подчёркивает она.
Как профессионал с многолетним опытом Гуляим хорошо знает, насколько важна не только методика, но и сама учебная среда. По её словам, условия, в которых проходят занятия, напрямую влияют на то, насколько ребёнку удаётся адаптироваться, раскрыться и поверить в свои силы:
«Новый корпус Центра — это без преувеличения наше большое достижение. Родители видят, в каких чистых и современных аудиториях занимаются их дети и радуются вместе с нами. А для самих ребят колледж стал по-настоящему важным местом. Им здесь интересно, комфортно, многие даже чувствуют себя лучше, чем дома».
После этих слов мы не удержались и обратились за комментарием к застройщику, который сделал такой щедрый подарок детям.
«Поддерживая такие проекты, как Колледж технологий и флористики в Алматы, мы продвигаем принципы инклюзии. В современных реалиях именно благоприятная социальная среда с равным доступом к ресурсам и возможностям становится индикатором счастливого и здорового общества», — отметил представитель Консорциума Damu Development Group Жандос Рахмет.
Учебный год подходит к концу, но жизнь в колледже не замедляется — впереди вступительные экзамены и абитуриенты, полные надежд. У многих из них есть все шансы стать частью этого сильного и дружного сообщества.
Читайте также:
Лента новостей
- Миллиардер из списка Forbes вложит 20 млн долларов в добычу редкого минерала в Казахстане
- Картофель гниёт на полях: засуха ударила по аграриям Туркестанской области
- Экстремист из Шымкента получил срок за призывы к убийствам
- 22-летний участковый покончил с собой в Западно-Казахстанской области
- Полуголая девушка станцевала на крыше перед окнами Дома правительства в Астане
- Казахстан поднялся на пять позиций в мировом рейтинге миролюбия
- Горячая вода хлынула на дорогу из-за прорыва теплотрассы в Алматы
- Станет ли Тасмагамбетов президентом? Давление России по АЭС и стиль увольнений Токаева объясняет политолог Абишев
- Новые правила въезда в Россию для казахстанцев: обязательно ли подавать заявку заранее?
- Halyk Bank получил престижную награду EMEA Finance за успешную сделку на 300 млн долларов
- Девушку в никабе избили в Атырау — видео попало в Сеть
- Ребёнок вернулся из детдома седым: медсестру роддома и приёмных родителей судят за «дарение» детей в Караганде
- Пять лет за еду: как сельский тракторист работал на полицейского и остался ни с чем
- Как выиграть тендер с фейковыми бумагами — и почему это до сих пор работает
- Столкновение грузовика с тепловозом в ЗКО: утечки опасных веществ нет
- Жара спадает: прогноз погоды на 24 июня
- Трамп: «Израиль и Иран договорились о прекращении огня»
- Куда звонить казахстанцам, застрявшим в Катаре и ОАЭ, рассказали в МИДе
- Удар Ирана по американской авиабазе в Катаре: что известно к этому часу
- Посольство Казахстана в Катаре обратилось к казахстанцам