Фальшивый образ Бишимбаева, манипуляции и театр для присяжных: что рассказала адвокат Жанна Уразбахова
О том, как выглядел из зала суда процесс по делу Куандыка Бишимбаева, которого осудили за убийство его гражданской супруги Салтанат Нукеновой, рассказала адвокат потерпевших Жанна Уразбахова в программе «Замандас», сообщает Orda.kz.
В потоке мутном и с душком
Адвокат Жанна Уразбахова приняла участие в программе «Замандас» на YouTube-канале Каната Бейсекеева. Большая часть подкаста была посвящена завершившемуся недавно судебному разбирательству по делу об убийстве Салтанат Нукеновой. Её гражданского мужа и бывшего министра национальной экономики Казахстана Куандыка Бишимбаева за убийство приговорили к 24 годам лишения свободы.
Жанна Уразбахова рассказала, как и почему вообще стала адвокатом потерпевшей стороны в этом деле. Всему виной был поток информационной грязи, который начал изливаться в Сети на погибшую Салтанат Нукенову и её семью. Контакт брата Салтанат — Айтбека Амангельды — Жанне дала подруга и сказала, что семье нужен адвокат.
«Изначально родные и близкие Салтанат думали, что им адвокат не нужен. И большинство, к сожалению, людей в нашем обществе считают, что потерпевшему адвокат не нужен. Но дело в том, что не успели ещё родственники похоронить Салтанат, как из всех возможных источников в Сети начала литься грязь на всю семью. Это была информационная война», поделилась Жанна Уразбахова.
По её мнению, с той стороны работали профессионалы, которые знали, как манипулировать общественным мнением и настроением.
«Люди только отошли от шока, что чиновник такого уровня мог убить свою жену, и тут, пока тема горячая, они начали запускать всякие слухи. Моментально начали очернять жертву, чтобы у общества не было к ней сочувствия. По Сети начали распространять "новости" о том, что Салтанат пила, что она сама упала, что она просто во сне умерла, а её семья уже примирилась с Бишимбаевыми за деньги. И в глазах общественности уже сложилось негативное впечатление о Салтанат и её семье. Стали распространяться версии, что это Салтанат его спровоцировала, что она умерла не от того, что он её избил, а вообще от алкогольной интоксикации. Это было рассчитано на тех людей, которые в такое поверят», уточнила адвокат.
Она отметила, что линию защиты сторона потерпевшей строила на правде. Адвокаты поэтапно опровергали все фальшивые новости, которые появлялись в интернете.
«Никаких нейролептиков, о которых писали в фейках, у Салтанат не находили, есть протокол выемки её сумки, там не было препаратов, только косметика. Семья Салтанат не примирялась со стороной подсудимого. Родители Бишимбаева действительно приехали на похороны, но никто с ними не разговаривал, никто к ним не подходил. Могу сказать, что из того, что все эти месяцы лилось на Салтанат и её семью, ничего не подтвердилось», сказала Жанна Уразбахова.
Адвокат подчеркнула, что у каждого фейкового сообщения есть своё «лицо» с именем и фамилией.
«Мы знаем, кто это делает. Все эти публикации мы заскринили, нотариально заверили, направили на психолого-филологическое исследование. Есть уже заключения, и даже некоторым из тех людей, кто всё это распространял, досудебные претензии направлены. Если они не будут опровергать, суд их обяжет их это сделать. Мне кажется, это будет уроком для всех, кто по другим делам подумает так же делать. Это такой сигнал обществу», считает Жанна Уразбахова.
Эго фраера сгубило
Самым удивительным и шокирующим моментом процесса по делу Бишимбаева Жанна Уразбахова назвала открытие мобильного телефона подсудимого.
«Я была уверена, что он не даст суду свой телефон. Но его погубило эго. Всю линию защиты свою он строил на том, что Салтанат плохая, она истеричная, что она якобы алкоголичка и ревновала его. Он хотел суду показать некую переписку, которая бы это подтверждала. Показать, что абьюз был с её стороны, что она якобы довела его в тот день своими истериками и ревностью», напомнила адвокат.
Этот момент, по словам Жанны Уразбаховой, стал поворотным в судебном процессе.
«Бишимбаев просто забыл об этих видео. Когда судья спросила его "это вы снимали?", он начал говорить, что это не он, ему подкинули, видео смонтировали и наложили его голос. А потом он вдруг сказал: "Это было снято в другой день". То есть, возможно, он и в другие дни такое снимал, регулярно издевался над Салтанат и снимал такие видео, просто в тот день он забыл об этом», считает адвокат.
Печальный интеллигент в очках
Тот Бишимбаев, которого в суде видели присяжные, участники процесса и зрители, отличался от того, как он выглядел раньше. Можно допустить, что на внешности отразилось пребывание в следственном изоляторе, переживания за своё поведение и своё будущее...
Вот только особого волнения и раскаяния Куандык Бишимбаев не демонстрировал, выступал спокойно, рассудительно, а в начале даже посмеивался. И тем не менее, перед судом и присяжными предстал печальный интеллигентный мужчина средних лет с аккуратной причёской, в очках. По мнению адвоката, этот образ был продуман и создан намеренно.
«Есть фото в материалах дела, есть — с его телефона, и нигде на них он не носил очки. Я думаю, эта деталь нужна была, чтобы создать образ солидного человека. Ведь человек в очках вызывает доверие. Политтехнологи с ним всё отработали: образ, причёску, даже то, как он жестикулировал», обратила внимание Жанна Уразбахова.
По её словам, Бишимбаев профессионально работал с аудиторией, с присяжными. Он правильно выстроил начало своих выступлений, с монотонной речью, вызывающей доверие. Как психолог, который успокаивал и усыплял аудиторию, при этом растянул свои показания на два дня. Создал этот образ «сына маминой подруги», которого все хвалят.
«Его тактика была в том, чтобы очернить Салтанат, чтобы люди, которые сочувствовали семье Салтанат, начали думать, что она якобы сама виновата во всём. Это тактика не только Бишимбаева, но и всех преступников, которые подозреваются по насильственным статьям. Все насильники начинают с очернения и обвинения жертвы. Всё время говорят "сама, сама, сама". Но Салтанат уже нет в живых, и она это опровергнуть не может. Поэтому нашей команде пришлось опровергать весь тот бред, который он лил на нас всех два дня, давая показания в суде», сказала Жанна Уразбахова.
Большая анатомическая харизма
Адвокат не оставила без внимания судмедэксперта, который после процесса по делу Бишимбаева стал знаменитостью в соцсетях — Тахира Халимназарова.
Выступление в суде Тахира Халимназарова было чётким, ему удалось не только убедить присяжных, но и очаровать зрителей в Казахстане и других странах.
«Во-первых, он очень харизматичный. Мне понравилось его выступление тем, что он использовал манекен для наглядности. В заключении экспертизы есть схема телесных повреждений, их разным цветом обозначают. Ссадины — красным, кровоподтёки — зелёным. Эксперт отобразил на манекене, какие травмы были нанесены только в области головы. Когда рассказываешь, и при этом показываешь, это даёт более сильный эффект. Халимназаров настолько развёрнуто отвечал на вопросы, я как будто бы на лекцию по анатомии попала. Характер повреждений, локализация, всё это было простым человеческим языком донесено до присяжных», отметила Жанна Уразбахова.
Дамы и господа присяжные
Отдельно Жанна Уразбахова отметила поведение присяжных. По её словам, в поведении мужчин-присяжных можно было увидеть в начале сочувствие к Бишимбаеву. Но постепенно это изменилось.
«Там было пять мужчин и пять женщин присяжных в основном составе. И две женщины были запасные. Один мужчина был молодой, остальные — за 50. Одна девушка молодая была, и остальные зрелого возраста. Женщины не скрывали эмоции, они и плакали, и сочувствовали, это было видно. Когда видео с избиением и унижением Салтанат в телефоне "всплыли", это был самый тяжёлый момент, одна женщина-присяжная рыдала, ей было физически плохо, она задыхалась, суд сделал перерыв. Мужчины всё равно скрывают свои эмоции, но и они, видно было, что не хотели на это смотреть, отворачивались. Это был очень эмоциональный момент», рассказала Жанна Уразбахова.
После демонстрации видео из телефона подсудимого было видно, как поменялось в отрицательную сторону отношение присяжных к подсудимому.
«Был момент, когда один из адвокатов Бишимбаева подошёл к присяжным и пытался материалы дела им показать, прям очень близко. Одна из присяжных выставила руку и попросила не подходить. Им было неприятно», добавила Жанна Уразбахова.
Процесс по делу Бишимбаева, по её мнению, оказал большое влияние на многих людей в Казахстане. К ней после суда обращались женщины и рассказывали, что приняли решение уйти из токсичных отношений, потому что увидели, чем они могут закончиться.
«Интересный случай — мне написал мужчина. Это было после того, как в суде показали видео, где Бишимбаев избивал Салтанат. Мужчина мне написал: "Я посмотрел это видео и увидел со стороны, как это страшно. В моменте, когда я бил свою жену, я не думал, что со стороны это так страшно выглядит". В этих видео он будто увидел себя со стороны. И он мне написал, что обратился к психологу и умолял жену его простить», поделилась адвокат.
Она считает, что один из главных результатов процесса по делу Бишимбаева — то, что в Казахстане приняли «закон Салтанат», криминализирующий бытовое насилие.
«Так шаг за шагом в нашем обществе вырабатывается нулевая терпимость к насилию. Мы пока на стадии зародыша, но процесс уже начался. Мы увидим тектонические сдвиги в этом направлении. Все важные изменения начинаются с громкого прецедента. И такой прецедент — дело об убийстве Салтанат», сказала Жанна Уразбахова.
Куандыка Бишимбаева 13 мая 2024 года суд приговорил к 24 годам лишения свободы в колонии максимальной безопасности (строгого режима) по двум статьям: п. 5, ч. 2 ст. 99 УК РК — («Убийство с особой жестокостью») и п. 1, ч. 2 ст. 110 УК РК — («Истязание»). Его родственника Бахытжана Байжанова суд приговорил к четырём годам лишения свободы в учреждении средней безопасности по статье 432 УК РК («Укрывательство»).
28 мая защитники Бишимбаева подали апелляционную жалобу в городской суд Астаны.
Orda.kz следит за развитием событий.
Читайте также:
- Это они меня перебивали – адвокат Бишимбаева оспорил частное постановление за неуважение к суду
- Бишимбаева тоже сначала освободили, а потом он убил Салтанат — пострадавшая от действий насильника обратилась в Верховный суд
- Пресса в изоляции, десант блогеров и энергетическая матка: что осталось за кадром на процессе по делу Бишимбаева
Лента новостей
- Вернулся, чтобы отомстить? Гендиректора АНПЗ снова обвиняют в репрессиях
- Трагедия в Петропавловске: заживо сгорели в старой времянке трёхлетняя девочка, её мать и сосед
- Налетят дожди и похолодает: в каких регионах Казахстана испортится погода
- Площадь степного пожара в Павлодарской области выросла почти вдвое
- Коррупция в спорте Казахстана: миллиарды тенге тратятся впустую
- Дочь олигарха Патоха Шодиева вошла в совет директоров Евразийского банка
- Два золота взяли казахстанцы на Кубке мира по спортивной гимнастике
- Попавшие под санкции российские олигархи ушли из совета при президенте Казахстана
- «Мы не нашли нарушений не потому, что закрывали глаза» — глава миссии наблюдателей СНГ
- Атырау окутал смог: пожар на границе с РФ?
- В Костанае отравили собак из приюта для бездомных животных
- Предвзятые СМИ и следствие: с последним словом выступила обвиняемая в убийстве Лизы Пылаевой
- Казахстанцам не хватает квадратов
- Уголовное дело возбудили после гибели шахтёров в Балхаше
- Предварительные итоги референдума представили в Центризбиркоме
- Четыре человека погибли на мельнице в Костанайской области
- Очередная коррупция в образовании: за кражу миллионов осудили бухгалтеров в области Жетысу
- Кто и как выбирает президента федерации футбола в Казахстане
- Пожарный погиб во время тушения огня в степи в Карагандинской области
- Новая опасная инфекция: Минздрав РК усиливает контроль из-за угрозы вируса Марбурга