"Дружба" по-казахстански. О перспективах экспорта нефти из РК в ЕС

cover Коллаж Orda.kz

Пока Евросоюз стремится найти альтернативу российским энергоресурсам, казахстанская нефть может заполнить эти энергетические ниши, пишет The Diplomat. Но хватит ли нефти из Казахстана для нужд европейцев, разбиралась Orda.kz

Европейские бонзы в Центральной Азии в поисках сокровенного...

По данным издания, с началом войны в Украине и ужесточением антироссийских санкций политики ЕС столкнулись с проблемой, требующей срочного решения – найти альтернативные источники энергоресурсов. Задача не из лёгких, учитывая некоторую зависимость ЕС от российских нефти и газа. Цифры говорят сами за себя – до войны Россия поставляла в Европу более 40% природного газа и около 30% нефти.

И это всё на фоне энергетического кризиса ЕС, продолжающегося с 2021 года. В следующем году взор европейцев пал на богатую энергоресурсами Центральную Азию. Осень 2022 год запомнилась для республик визитом европейских бонз. В октябре 2022 года Анналена Бербок, министр иностранных дел Германии, посетила Казахстан и Узбекистан вместе с делегацией энергетиков. В том же месяце президент Европейского совета Шарль Мишель встретился со всеми центральноазиатскими лидерами.

Президент Европейского совета Шарль Мишель. Фото commonspace.eu

Очевидно, что главной темой всех этих визитов была поставка энергоносителей в Европу, пишет издание. Но что смогут получить европейцы? Как следует дальше, вопрос для них пока остаётся открытым.

Газа не хватает, но вы держитесь. Что поможет ЕС не замёрзнуть?

По данным The Diplomat, во время визитов обсуждалась транспортировка природного газа через Каспийское море из Центральной Азии. В частности, из Туркменистана в Азербайджан, а затем по Трансанатолийскому газопроводу в Европу для обеспечения стабильных и объёмных поставок.

Однако в отношении газовых месторождений Азербайджана европейцы испытывают неуверенность – хватит ли азербайджанского газа для растущего спроса в Европе? На этом фоне Евросоюз воспринимает туркменский газ как шанс залатать свои "топливные бреши".

Однако у центральноазиатских республик уже есть действующие контракты на поставку газа в Китай. В связи с этим у стран региона банально не хватает свободных объёмов природного газа для западных поставок.

Парадокс: несмотря на богатые залежи природного газа, сама Центральная Азия страдает от его внутреннего дефицита. Ранее Orda.kz писала о том, что в 2023 и последующих годах в Казахстане может возникнуть дефицит газа.

Таким образом, получить газ из региона европейцам едва ли получится. Но есть последняя надежда для Европы получить недостающую энергию – это казахстанская нефть.

Ограничения нефтяного сектора Казахстана, о которых не принято говорить

В начале 2023 года министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил, что первая партия казахстанской нефти в Германию ожидается в январе, а поставка за первый квартал составит 300 тысяч тонн.

Министр также сообщил, что общий годовой объём поставок нефти по этому маршруту может составить до 1,5 млн тонн при максимальных пределах пропускной способности Казахстана в 6–7 млн тонн нефти в год.

По данным издания, едва ли один из этих прогнозов оправдается в 2023 году.

Добыча казахстанской нефти. Фото Energynews

Во-первых, Orda.kz писала о том, что поставки начались только в конце февраля, а не в начале января, как ожидалось.

Казахстан смог транспортировать гораздо меньший объем нефти, чем предполагалось изначально. Из-за этого маловероятно, что Казахстан сможет поставить 300 тысяч тонн к концу квартала или приблизиться к 1,5 миллионам тонн к концу 2023 года, не говоря уже о 6–7 миллионах. Однако правительство Казахстана изо всех сил пытается найти свободные объёмы нефти для переправки через трубопровод "Дружба".

Издание приводит ещё один полезный момент для сравнения: мощность одного только нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в немецком Шведте составляет около 11,6 млн тонн нефти в год. До 2022 года Россия поставляла в Европу не менее 110 млн тонн нефти. В одном только 2020 году – 138 млн тонн нефти. В частности, только по трубопроводу "Дружба" Россия ежемесячно поставляла около 1–2 млн тонн нефти. До 2022-го – около 20 млн тонн нефти в год.

Более двух третей казахстанской нефти экспортируется через территорию России, в первую очередь по трубопроводу КТК. В отличие от России, казахстанский нефтяной сектор сильно зависит от иностранных компаний и инвесторов. Это снижает возможности правительства высвобождать и перенаправлять нефтяные потоки, передаёт издание.

По словам казахстанского эксперта и экс-советника министра энергетики Олжаса Байдильдинова, запасных объёмов нефти для поставок в Европу у Казахстана почти нет.

Сейчас "КазМунайГаз" направляет почти половину добычи со всех своих месторождений на местные НПЗ в Казахстане. Кроме того, компания обязана направить 5 млн тонн нефти на два НПЗ в Румынии, принадлежащие центральноазиатской республике. Очевидно, что всё это ещё больше ограничивает возможности поставок.

Как казахстанская нефть может попасть в Европу

Если экспорт нефти в Германию стал одним из приоритетов казахстанских властей, то, по мнению The Diplomat, единственные реальные шансы на увеличение экспорта нефти по трубопроводу
"Дружба" достижимы в двух вариантах.

Усиление нефтяного экспорта возможно или за счёт перенаправления нефти с традиционных нефтемаршрутов (включая российский нефтяной порт Усть-Луга), или через так называемые операции обмена. В последнем случае российская нефть может быть куплена для загрузки казахстанских НПЗ, а нефть из Казахстана тем временем будет перенаправлена в НПЗ в Шведте через "Дружбу".

Однако в издании пишут, что в любом случае эти гипотетически (и максимальные для РК) 6 миллионов тонн нефти в Германию покроют только 6% её потребности. Это не сможет заменить большие объёмы потоков российской нефти в Германию.

Говоря о Казахстане, речь идёт лишь о перенаправлении существующих объёмов нефти, а не о их расширении. Значительного увеличения экспорта нефти можно было бы добиться, если бы российская нефть смешивалась с казахстанской в соотношении 49% к 51%. Технически это делало бы нефть "казахстанской", предполагает The Diplomat.

Почему "Дружба" по-прежнему является беспроигрышной сделкой

По данным издания, несмотря на многие недостатки, от транспортировки казахстанской нефти смогут выиграть все заинтересованные стороны.

Фрагмент трубопровода "Дружба". Фото bro IntelliNews

Во-первых, серьёзной проблемой для Германии остаётся поиск заменителей российской нефти, поставляемой на НПЗ в Шведте. Завод напрямую связан с нефтепроводом "Дружба", что является логистической основой его коммерческого успеха и прибыльности.

Во-вторых, НПЗ раньше работал именно на нефти марки Urals. По мнению экспертов, казахстанская нефть имеет схожие с Urals характеристики. Это позволит смешать её с российской нефтью Urals в общей трубопроводной системе "Транснефти", что ещё больше снизит стоимость нефтепродуктов для Германии.

В-третьих, альтернативные маршруты доставки нефти на этот НПЗ вряд ли представляют большие возможности. Пропускная способность немецкого порта Росток невелика из-за малой глубины. Это означает, что нефть с супертанкеров приходится перегружать на более мелкие суда, что требует дополнительных расходов.

В-четвертых, получение казахстанской нефти, несмотря на трудности, даст шанс сохранить работу НПЗ и обеспечить работой тысячи людей.

По этим причинам Германия готова и хочет доплачивать за казахстанскую нефть, идущую по этому маршруту, что является главной выгодой для Казахстана в использовании "Дружбы".

Группа Argus Media отмечает, что казахстанская нефть, поставляемая по нефтепроводу "Дружба", покупается с премией в 1 доллар по сравнению c более дорогой нефтяной маркой Brent. Та же казахстанская нефть, поступающая по трубопроводу КТК, покупается со скидкой в 3–4 доллара в сравнении с Brent.

При этом стоимость логистики через "Дружбу" дешевле, чем через КТК, что ещё больше увеличивает прибыль Казахстана. Это объясняет, почему РК стремится перенаправить свою нефть с других экспортных маршрутов и поставлять её через "Дружбу".

Наконец, Россия и Беларусь смогут заработать от транзитных пошлин, позволяя направлять казахстанскую нефть через свои территории.

Однако объёмы нефти, которые может предложить Казахстан, и близко не стоят с нефтяными оборотами российских поставок в ЕС до войны в Украине. Это по-прежнему связано со значительными затратами для европейской промышленности в их попытках найти альтернативные источники, передаёт издание.

Ещё одна европейская страна хочет казахстанскую нефть

Тем временем Telegram-канал "Нефть и Газ Казахстана" Олега Червинского сообщает, что поставки российской нефти и нефтепродуктов в страны Евросоюза упадут в 2023 году почти в три раза:

"Россия в 2023 году перенаправит в Азию 140 млн тонн экспорта нефти и нефтепродуктов, которые ранее приходились на Европу. Поставки в ЕС в текущем году составят около 80–90 млн тонн против 220 млн тонн в 2022 году. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак в кулуарах заседания попечительского совета Московского энергетического института.

Европа рассчитывает заместить выпадающие объёмы в том числе казахстанской нефтью, которая по своим свойствам подходит для переработки на европейских НПЗ. В I квартале 2023 года АО "КазТрансОйл" транспортировало 39 897 тонн казахстанской нефти по направлению пункта сдачи нефти «Адамова застава» для дальнейшей поставки в Германию. В декабре 2022 года "КазТрансОйл" направило в ПАО "Транснефть" годовую заявку на транспортировку в 2023 году 1,2 млн тонн казахстанской нефти в Германию".

По данным канала, кроме Германии на поставки казахстанских углеводородов рассчитывает Чехия. Премьер-министр страны Петр Фиала заявил во время апрельского визита в Астану, что Прага даже готова участвовать в модернизации энергетической отрасли Казахстана. В ответ Чехия надеется на стабильную подачу энергоресурсов из Казахстана.

Лента новостей

все новости