Дорожный долгострой, страшные ДТП и миллиард за километр: под Карагандой открыли новую трассу

Журналистам показали открытую трассу Караганда — Акбастау. Этот отрезок в 50 км — часть одной большой дороги из Астаны в Алматы, которую обновляют вот уже пять лет. Трасса в народе называют долгостроем. Ремонтные и строительные работы доставляют неудобства казахстанцам, так как на многих участках открыта лишь одна сторона. Накануне на одном из таких участков случилось ДТП, в котором погибли пять человек.
Как выглядит новая трасса, и когда путь Астана — Алматы наконец станет комфортным для автолюбителей, — в материале Orda.kz.
Долгострой, который влияет на статистику ДТП
Проект «Караганда — Балхаш — Алматы» реализовывают в Казахстане с 2019 года. Только в 2024-м открыли первый участок этой дороги Караганда — Акбастау. Это была двухполосная трасса III технической категории, которая сегодня превратилась в четырёхполосную дорогу I категории с расчётной скоростью 120 км/ч.

«Об этом уже много говорили, почему долго строим. Обозвали эту дорогу уже долгостроем. Первая причина — это ковид, подрядчик не смог мобилизоваться своевременно, были определённые ограничения. Кроме этого, был скачок цен на дорожно-строительные материалы, увеличение стоимости. Вот эти все факторы повлияли на сроки завершения этого проекта», сказал вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев.


Отрезок Караганда — Балхаш разделён на восемь участков. Подрядчики к ним приступали в разное время. И это не могло не сказаться на удобстве движения.
«Последние годы эта трасса существует как строительная площадка. Мы, пропуская транспорт, параллельно вели строительные работы. Поэтому были определённые неудобства. В некоторых местах мы вели работу так, чтобы по одной полосе пропускать движение, а на второй строительные работы вести. На некоторых участках, где большие трубы водопропускные или большие мосты, неизбежно было пропускать транспорт через объездные дороги. Конечно же, это повлияло на настроение и оценку состояния дорог во время строительства этого участка», добавил он.
Очевидно, что это может спровоцировать опасную ситуацию на дороге. 14 июля на трассе Караганда — Балхаш столкнулись автобус и минивэн. В аварии погибли пять человек. В Минтранспорта рассказали, что один из участников движения выехал как раз на закрытую полосу, нарушив правила.
«Временными знаками по ограничению скорости или закрытии отрезка пренебрегают практически все. Мы сегодня видели, здесь на встречку вышло несколько машин, наших рабочих чуть не сбили. Это происходило на глазах у патрульной полиции. Люди могут объехать через обочину, через знак. Отодвигают пластмассовые сооружения и проезжают. Патрульная полиция стоит в каждом таком опасном месте. Они не должны там быть, но вынуждены, потому что невозможно отрегулировать движение», рассказывает заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Максат Баяхмет.

Скорость некоторых авто — 270 км/ч
Полную реконструкцию дороги из Астаны в Алматы планируют завершить уже до конца 2024 года. Участки будут сдавать по мере готовности. И дорога, как обещают в министерстве, будет отвечать всем мировым стандартам.

На обновлённой трассе Караганда — Акбастау появились колёсоотбойные брусья, которые предотвращают лобовые столкновения и уменьшают в целом число ДТП.
«В проекте предусмотрены максимальные меры по обеспечению безопасности, комфортной езды на дорогах. Раньше, например, средняя скорость на этой дороге была 30–40 км/час, теперь средняя скорость даже грузовых автомобилей достигнет 100 км в час. То есть проект обеспечит сокращение временного пути и среднюю скорость на этом коридоре. Нагрузка на ось составляет 13 тонн», сказал вице-министр Сатжан Аблалиев.

К примеру, после запуска трассы Астана — Щучинск, по словам вице-министра, число ДТП там снизилось на 80 %. Однако нельзя исключать и другой важный фактор — поведение водителей на дорогах.
«Важны культура вождения и послушность наших пользователей дорог. Если мы будем соблюдать разрешённые скорости, возможность ДТП минимальна на таких четырёхполосных дорогах. (...) На дороге Астана — Щучинск машины разгонялись и попали в поле зрения наших камер со скоростью 260–270 км/час. Вы понимаете, да? Это не спортивная трасса. Если на такой скорости двигаться и врезаться на эти колёсоотбойные брусья, конечно, они не помогут никак», добавил он.
Оставят ли новую дорогу в приличном виде?
После того как закончат весь проект, дорогу сделают платной и установят арки контроля. Это будет в 2025 году. Вместе с этими арками в автоматическом режиме можно будет контролировать вес большегрузов. Ведь именно их в плохом состоянии дорог обвинил министр транспорта Марат Карабаев. По его словам, из-за того, что фуры постоянно ездят по дорогам, превышая допустимый вес, это не оставляет шансов для дорожного покрытия. Однако должного контроля за этим на сегодня нет. Сами грузоперевозчики признаются, что допустимый вес соблюдают лишь самые порядочные из них.

«В каждом регионе есть инспекция транспортного контроля. У них есть по две машины передвижных, которые измеряют осевые нагрузки, но их возможности — охват примерно 5 % дорог ежедневно. Также нам приходится устраивать совместные с полицией рейды. Эти методы малоэффективны. Стоять и следить за каждой машиной невозможно. Поэтому мы начали устанавливать на дорогах автоматические системы измерения. Здесь её установят после того, как появятся арки контроля для платного проезда. Это новшество недавно начали внедрять. Пока мы в опытном режиме вокруг Астаны установили, сейчас видим, как это работает. Но нужны законодательные изменения, в конце года первые такие системы уже заработают», сказал Сатжан Аблалиев.
А значит, до этого времени недобросовестные дальнобойщики на большегрузах с перевесом продолжат убивать казахстанские трассы, в том числе и новые, которые уже ввели и будут вводить. А один километр дороги из Астаны в Алматы — удовольствие недешёвое, до одного миллиарда тенге. Дорога Караганда — Балхаш — 363 км. А Караганда — Алматы — почти 900. Спасает то, что у дороги есть гарантийный срок, в течение которого подрядчик за свои деньги должен будет устранять дефекты.

А они будут, потому что многие водители, как уже было сказано выше, пренебрегают временными ограничениями и ездят по ещё не готовому покрытию.
«Урон наносят, когда, допустим, ещё не готово, и на него заезжают. От легковых машин такого нет, но от любого грузового транспорта или спецтехники урон колоссальный. Это иногда даже остаётся колеёй, допустим, либо трещиной. На нижних слоях особенно. И потом, если уже как-то до верхов доходит», добавил Максат Баяхмет.
Асфальт выглядит пористым. Максат Баяхмет пояснил, что это особенность щебёночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА).

«Покрытие составляет от пяти до шести сантиметров, у каждого проекта по-своему. Его основная фишка в том, что он регенерируется и менее подвержен дефектам. В Астане и на всех республиканских дорогах после реконструкции лежит именно ЩМА», отметил он.
«Трассу можно было закончить быстрее»
На церемонию открытия трассы пригласили дальнобойщиков и байкеров, которые протестировали дорогу.

Байкер клуба Kings of Road Давыд Рябцев на таких мероприятиях присутствует не впервые, а значит, ему есть с чем сравнить. Он похвалил новую трассу:
«Не будем лукавить, качество дорог у нас везде разное. Бывают очень хорошие дороги, бывают, мягко говоря, так себе. Но непосредственно вот эта трасса — достойного уровня. Видно, что в целом проект идёт к завершению. Уже нет такого числа объездов, как раньше».

Но Рябцев считает, что над сроками реконструкции дорог казахстанским властям и подрядчикам ещё нужно поработать.
«Наш мотосезон не такой длинный — максимум пять-шесть месяцев. Хотелось бы, чтобы дороги делали как-то заблаговременно и по возможности эти работы проходили в кратчайшие сроки, чтобы не было перекрытых дорог, в том числе в городе. Ведь из-за этого возникают проблемы с трафиком, пробки и так далее. Трасса эта делалась долго. Мне кажется, была возможность сделать её побыстрее. Но сейчас главное, что она есть. И в дальнейшем её нужно хорошо содержать. Потому что сделать — это одно. А поддерживать в должном состоянии — уже совсем другое», добавил байкер.
Читайте также:
Лента новостей
- «Старики-разбойники»: В Париже осудили банду обокравших Ким Кардашьян
- Глава государства подписал указ об освобождении Ерболата Досаева от должности акима города Алматы
- Во что превратили алматинское озеро Сайран после реконструкции за 12 миллиардов тенге
- «У нас же великая цель!» Новый поворот в истории с центром Gasyr, который кинул детей и родителей
- Борьба за студентов: Гарвард подал в суд на Белый дом из-за запрета принимать иностранцев
- «Не хотел тратиться на личный пиар» — Марат Шибутов о результатах работы акима Алматы Досаева
- Каким он был и куда уйдёт: что успел или не успел сделать аким Алматы Ерболат Досаев
- Встречаем похолодание: прогноз погоды на 24 мая
- Неугодные артисты, «Казахфильм» и Назарбаев: что говорят в Минкульте о скандалах в кино
- Мусор под водой: как река Урал превращается в свалку
- О туристах, предпринимателях и инвестициях — в правительстве рассказали, как развивался Алматы в этом году
- На месте крушения самолета Azerbaijan Airlines близ Актау появился мемориал
- «Боимся однажды не проснуться»: жители Караганды жалуются на едкий дым с городского полигона ТБО
- Эксклюзивные кадры: что произошло в последний вечер жизни Акнар Гулистан, выпавшей из окна
- Новую линию электропередачи, к которой подключат АЭС, планируют достроить в Казахстане к 2029 году
- Казахстан и Китайская национальная нефтегазовая корпорация обсудили совместные проекты
- Источник в правительстве: Ерболат Досаев покинет должность акима Алматы
- Досаев уходит: маслихат Алматы экстренно соберут для назначения акима
- Шерзата можно было спасти: в суде выступил судмедэксперт, известный по делу Бишимбаева
- Налоговики прислали «чёрную метку» 444 казахстанским компаниям