Дороги Казахстана: сколько стоят, кто платит и какие вообще бывают

Мы продолжаем проект «Нет дорог — нет налогов». В этом материале Orda.kz расскажет о том, какие дороги есть в Казахстане и на какие деньги их строят.
В апреле от редакции в Министерство транспорта отправился документ из 16 вопросов. Мы захотели узнать всё, что можно, не боясь показаться некомпетентными. Ответ порадовал содержанием — в нём было много полезной и точной информации.

Какие они бывают
По информации Минтраспорта, на территории страны 96 тысяч километров дорог, из них 25 тысяч километров — республиканского значения, 71 тысяча — областные и районные полотна.

«На текущий момент доля республиканских дорог в нормативном состоянии составляет 93 %, а доля местных дорог — 89 %».

В 2025 году на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог из республиканского бюджета выделили 605 миллиардов тенге.
На эти деньги будут строить или чинить дороги, которые бывают:
- общего пользования,
- хозяйственные,
- и улицы населённых пунктов (до ремонта которых, конечно, доходит не в первую очередь).

К дорогам общего пользования относятся:
- Международные — такие, что соединяют столицу Казахстана со столицами соседних государств и входят в международную сеть автомагистралей согласно международным соглашениям.
- Республиканские — те, что помогают путешествовать между городами, к культурным и экономическим центрам внутри страны или в соседние государства. А ещё к ним же относятся дороги, имеющие оборонное значение.
- Областные — ведущие от административных центров к районным, дороги до туристских объектов и те, что соединяют районные центры с республиканскими трассами.
- Районные ведут из местного центра к сёлам и туристским местам за их пределами.
- Хозяйственные дороги — такие, что строят на территории предприятий и организаций. Они нужны только для обслуживания их деятельности. Сюда входят подъезды от обычных дорог, дороги внутри хозяйств, а также служебные, патрульные и частные дороги.
- Улицы населённых пунктов — те, что внутри административных центров.
Интересный факт: один километр республиканской дороги в среднем стоит от одного до двух миллиардов тенге.

Ещё у дорог есть категории, в министерстве нам рассказали о параметрах каждой:
- I категория: ширина проезжей части составляет 15 метров и более, обочин — по 3,75 метра, разделительной полосы — пять метров, земляного полотна — 27,5 метра и более (предназначены для интенсивного движения).
- II категория: проезжая часть 7,5 метра, обочины по 3,75 метра, разделительная полоса отсутствует, земляное полотно — 15 метров (обеспечивают движение с меньшей интенсивностью).
- III категория: проезжая часть семь метров, обочины по 2,5 метра, без разделительной полосы, земляное полотно — 12 метров (предназначены для движения средней интенсивности).
- IV категория: проезжая часть шесть метров, обочины по два метра, без разделительной полосы, земляное полотно — 10 метров (обслуживают движение низкой интенсивности).
- V категория: проезжая часть 4,5 метра, обочины по 1,75 метра, разделительная полоса отсутствует, земляное полотно — восемь метров (предназначены для движения очень низкой интенсивности).
Километр дороги первой категории обойдётся бюджету в полтора-два млрд тенге, вторая категория дешевле — от одного до 1,2 млрд.
«Выбор дорожного покрытия также влияет на стоимость. При использовании цементобетонного покрытия стоимость строительства может быть выше на 20 % по сравнению с асфальтированным покрытием».
Кто за них платит?
Конечно, каждый казахстанец в первую очередь. Но, помимо этого, финансирование осуществляется за счёт республиканского и местных бюджетов, а иногда — за счёт займов у международных финансовых организаций. Существенную поддержку в содержании дорог обеспечивает платный проезд — как правило, собранные средства направляются на обслуживание той же трассы.
Что касается инвесторов, они редко вкладываются в дорожную инфраструктуру — слишком сложно вернуть деньги. Тем не менее, примеры государственно-частного партнёрства есть. Один из них — БАКАД.
Читайте также: Вокруг Алматы за 30 минут: как прошла церемония открытия БАКАД и кто прокатился первым
О том, какие дороги будут строить и ремонтировать в 2025 году, а также от чего зависит приоритетность финансирования, мы расскажем в следующем выпуске проекта. Разбор конкретного проекта укладки асфальта в Казахстане от разработки ПСД до итоговой сметы вы можете прочитать в предыдущем нашем материале.
Читайте также:
Лента новостей
- Роман «Если все кошки в мире исчезнут»: выбор ‒ жизнь или то, что её составляет?
- Токаев дал Бектенову 48 часов, чтобы предоставить план по экономике
- Квазигоссектор: балласт для казахстанского бюджета или источник прибыли?
- Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?
- Новые долги — хорошо забытые старые: что Минсельхоз обещает фермерам в 2025 году
- Focus на инклюзивность
- Холод и туман: прогноз погоды на 16 октября
- «Подводные камни» указа, упрощающего работу казахстанцев в Турции, разъяснила журналистка из Стамбула
- Казахстан впервые договорился об отправках свинины в Китай
- Суд вынес приговор по делу Долгалёва и несуществующей взятке
- «Наша маленькая победа» — журналистам «Азаттыка» продлили аккредитацию
- Асан Умбетов, прославившийся после видео с нецензурной бранью в адрес подчинённых, стал председателем правления «КТЖ-Грузовые перевозки»
- Казахстанцы гибнут в чужой войне: 270 имён уже установлены
- Пробки на границе Казахстана и России бьют по кыргызстанским перевозчикам
- Компания, главу которой только что наградил Токаев, попала под санкции
- Новое судебное разбирательство назначили по делу общественников Кушеева и Каримова
- Казахстанец попытался ворваться в эфир «Питер FM»
- Новую ТЭЦ построят на деньги китайцев в Казахстане
- Сёла ликвидируют в одном из регионов Казахстана
- Коучи зарабатывают миллионы благодаря чиновникам — депутат