Вокруг Алматы за 30 минут: как прошла церемония открытия БАКАД и кто прокатился первым

cover Коллаж Orda.kz

Открытия Большой Алматинской кольцевой дороги казахстанцы ждали больше 20 лет, магистраль соединила международные автомобильные маршруты в направлении Восток – Запад

16 июня, официально запущен в работу долгожданный проект – Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД). Как прошла церемония открытия и сколько сколько будет стоить поездка по новой трассе, узнал корреспондент Orda.kz.

Фото: пресс-служба ЕАБР

БАКАД – это огромное четырёх- и шестиполосное дорожное полотно протяжённостью 66 километров. Трасса огибает всю южную столицу, имеет 43 моста через три района области: Карасайский, Талгарский и Илийский. По мнению проектировщиков, магистраль поможет разгрузить траффик Алматы от транзитного транспорта.

К проектированию дороги приступили в 2002 году. Планировалось, что её строительство завершится через шесть лет, но в связи с мировым кризисом работы отложили на неопределённый срок. Фактически к реализации задумки приступили лишь в 2019 году.

Магистраль соединила международные автомобильные маршруты по направлению Восток – Запад

Дорога начинается рядом с посёлком Кыргауылды и заканчивается в посёлке Кызылкайрат около Талгара. Трасса проходит через 14 населённых пунктов в Карасайском, Илийском и Талгарском районах Алматинской области. Эксперты говорят, что она станет ключевым элементом в транзитном коридоре от Западного Китая до Западной Европы.

Проект считается одним из самых крупных для Казахстана в рамках государственно-частного партнерства. Заём составил $585 млн долларов. Деньги предоставили Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Исламский банк.

По прогнозам специалистов, ежедневно по БАКАД будут проезжать около 40 тысяч автомобилей.

Просто, но со вкусом

Открытие БАКАД состоялось, что называется, скромно, но со вкусом, хотя и началось с небольшой суматохи. Церемонию сдвинули по времени на час раньше, что вызвало путаницу и спешку среди участников и СМИ.

К слову, многочисленным журналистам пришлось почти час томиться на 30-градусной жаре и радоваться за госслужащих, спикеров и прочих авторитетных гостей, которым были приготовлены места в шатре с увлажнителями воздуха и вентиляторами. Прессу в это укрытие охранники пустили лишь тогда, когда началась официальная часть.

Шатёр, под которым проходила церемония открытия БАКАД. Фото: Orda.kz

На торжественной церемонии открытия присутствовали аким Алматы Ерболат Досаев, аким Алматинской области Марат Султангазиев и глава министерства нацэкономики Алибек Куантыров. Надо отметить, что в своих выступлениях казахстанские чиновники блеснули знаниями не только казахского и русского, но и английского.

«Эта магистраль придаст импульс экономическому развитию всего региона. Кроме того, она снизит транспортную нагрузку на дорожную сеть Алматы и пригородной зоны», – отметил Марат Султангазиев.

По словам акима Алматы, открытие БАКАД действительно снизит загруженность дорог в мегаполисе в среднем на 20%, потому что теперь транзитный транспорт не будет заезжать в южную столицу.

«Это улучшит экологическое состояние города, а также качество транспортных услуг", – подчеркнул Досаев и напомнил, что в рамках нового генерального плана Алматы до 2040 года идёт строительство шести радиальных дорог, ведущих к БАКАД.

В финансировании проекта принял участие Евразийский банк развития. Выступая перед гостями церемонии, его председатель Николай Подгузов отметил, что БАКАД соединит международные автомобильные маршруты в направлении Восток – Запад и будет способствовать улучшению транспортной связности, а также расширению возможностей для грузоперевозок.

"Прогнозируемый объём грузов, перевозимых в зоне БАКАД, в ближайшие 15 лет вырастет на 87% и достигнет 35,9 миллиона тонн", – сказал он и отметил, что на этапе строительства объект обеспечил рабочими местами более 1 500 человек, преимущественно местных жителей.

Фото: пресс-служба ЕАБР

Движение по Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороге официально запустили после того, как почетные гости нажали на символическую красную кнопку. Первой по новой магистрали проехала колонна из двадцати фур, автобусов и легковых автомобилей. Их маршрут завершился у Каскелена.

В первый месяц проезд бесплатный

Дорога будет платной, так как концессионерам необходимо вернуть вложенные в строительство средства и, более того, нужно заработать на этом в пользу государственной казны. Стоимость проезда по БАКАД будет зависеть, как сообщалось ранее, от вида транспорта и его тоннажности, независимо от пройденного расстояния.

Фото: Orda.kz

Поездка на легковом автомобиле обойдётся в 241,5 тенге (0,07 МРП), на машине грузоподъемностью от 10 до 15 тонн – 1483,5 тенге (0,43 МРП).

Однако в первый месяц прокатиться по магистрали можно будет бесплатно.

"Плата фиксированная и не зависит от расстояния. Ограничение есть только по времени: одна оплата действует в течение часа. Нам пришлось ограничить поездку, чтобы система правильно считывала и фиксировала въезд и выезд. За второй час уже будет происходить новое начисление. Вообще с одного конца БАКАДа в другой можно проехать за 40 минут", – пояснила специалист по связям с общественностью ТОО «БАКАД» Екатерина Жирова.

По всей протяженности трассы установлены металлические отбойники, а там, где магистраль проходит рядом с населёнными пунктами, расположены шумозащитные экраны. Предусмотрены и специальные сетки для защиты от животных.

Въезды и выезды на БАКАД находятся в начале и конце автодороги, а также на транспортных развязках. Всего их семь.

За чей счёт строилась БАКАД

Из презентации BAKAD

Строительство алматинского автобана стало возможно благодаря частным инвестициям. Три банка-кредитора – Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Исламский банк развития внесли деньги в проект. Консорциум, занимающийся строительством, также вложил часть собственного капитала.

Всего на строительство БАКАД было затрачено 743 миллиона долларов. Консорциум будет управлять автобаном в течение следующих 15 лет. Компания уточнила, как будет использоваться собранная с платы за проезд дороги сумма.

"БАКАД является первым концессионным проектом в истории Казахстана. Строительство этой дороги началось три года назад на основе турецко-корейского консорциума. По плану проект должен был завершиться в 2024 году. Однако, ввиду проведения полномасштабных и интенсивных работ, концессионеру удалось осуществить реализацию проекта с опережением", – сообщили в пресс-службе акимата Алматы.

Ранее Orda.kz писала, что зампредседателя Комитета автомобильных дорог Жамбыл Бактияр посетил Илийский, Талгарский и Карасайский районы Алматинской области для разъяснения местному населению условий пользования БАКАД. Также он рассказал, что для проживающих вдоль БАКАД граждан предусмотрены льготы. Жителей больше всего интересовал вопрос стоимости проезда по новой кольцевой. Жамбыл Бахтияр ответил, что «платность дороги рассчитана исходя из средств, затраченных на её строительство».

Лента новостей

все новости