Дорога Достык — Мойынты оказалась декорацией. Что скрыли от президента Токаева?

cover Коллаж Orda.kz

Железнодорожная линия Достык — Мойынты, которую недавно запустил глава государства, оказалась не готова к эксплуатации. Несмотря на громкие заявления о завершении строительства, работы продолжаются, рельсы уложены временно, а миллиарды тенге уже освоены и выплачены подрядчику. Как сейчас на самом деле выглядит железная дорога — в репортаже Orda.kz.

30 сентября вся страна наблюдала, как Касым-Жомарт Токаев в прямом эфире по телемосту торжественно запустил вторую линию железной дороги Достык – Мойынты, проект национального масштаба, о котором он с особой гордостью говорил в своём послании народу:

«Этот проект имеет особое значение, он позволит значительно увеличить пропускную способность маршрута Восток – Запад. Будут сокращены сроки доставки экспортных товаров, укрепится транзитный потенциал. Казахстан соединяет север и юг, запад и восток. Через территорию страны проходят пять железнодорожных коридоров, открывающих путь к крупнейшим торговым рынкам мира. Мы придаём особое значение развитию транспортно-логистической инфраструктуры»,заявил президент.

Но едва завершилась церемония, как нам сообщили: «Всё это показуха!» Объект на самом деле не готов. На двух мостах работы ещё продолжаются. Нас позвали лично посмотреть, как железнодорожники снимают временные рельсы и прокладывают полотно заново. Если бы не присланное видео, мы бы никогда не поверили, что даже на национальном проекте могут так откровенно обманывать.

Дорога к показушному мосту

Свою поездку мы начали со станции Актогай, где проходит новая железнодорожная линия. От Ушарала, административного центра Алакольского района области Жетысу, до Актогая — около 140 километров. Первые 52 километра — ровный асфальт, а дальше начался настоящий ад.

По состоянию этой автодороги можно смело сказать, что ремонт не проводился с 80-х годов. Полотно изуродовано настолько, что словами почти невозможно передать. Бесконечные ямы, выбоины, колдобины, трещины и просевшие участки.

Местные жители винят в этом «Казахмыс». С начала строительства комбината тяжёлая техника компании за годы превратила трассу в испытание даже для внедорожников.

Эти километры мы преодолели за три часа. И наконец добрались до станции Актогай — усталые, потрясённые и в шоке.

Готово только на бумаге?

На станции Актогай Восточный мы встретили рабочих в оранжевых жилетах. Попросили показать путь к мосту, но они лишь махнули рукой — мол, заняты монтажом стрелочного перевода на новой ветке Достык — Мойынты.

Через несколько километров мы нашли тот самый мост. На первый взгляд он выглядел свежим. Новая краска, грубая сварка, подтёки на балках. Однако часть пролётов ещё не покрашена, а ограждения закреплены лишь частично. И это только цветочки.

На рельсах творился хаос: острые камни, тросы, кое-где не приваренные к путям. Позже специалисты нам подтвердили, что это электрическая перемычка, элемент рельсовой цепи, отвечающий за сигнализацию и автоблокировку. Без неё поезд идет вслепую.

Ещё страшнее, на мосту не было контррельсов, обязательных на всех мостах. Они предотвращают сход составов с пути. Их отсутствие — грубейшее нарушение правил безопасности.
«В общем, на этом участке линии Достык — Мойынты безопасность не обеспечена. Мост, стрелочные переводы и рельсы всё ещё не готовы к эксплуатации. Хотя линию торжественно запустили!»

Следующий пункт — восьмой разъезд, станция Бесколь

Дорога туда разбитая, глинистая, с глубокими колеями и лужами, будто специально не хотели, чтобы сюда кто-то добрался. Пришлось идти пешком около трёх километров.

Когда дошли, перед нами открылась сцена, достойная фильма о стройках века. Два десятка рабочих, башенные краны, дым от сварки и громкий лязг металла. Только вот «ударная стройка» шла на уже торжественно сданном объекте.

На самом мосту царила суета. Собрались рабочие из разных уголков страны — кто из Арыси, кто из Кокшетау, кто из ближайших посёлков Жетысу. Люди без стеснения рассказали: рельсы на мосту уложили временно, чтобы успеть к телемосту с президентом. После показухи их снимают и переделывают по-настоящему.

«Будем снимать временное полотно и ставить новые рельсы с контррельсами»,признался один из бригадиров.

То есть поезд, которому 30 сентября дал старт президент страны, прошёл по временным путям, собранным ради красивой картинки.

«Теперь ставим как положено»

Сказано — сделано! И действительно, 5 октября на том самом мосту снова кипела работа. Рабочие поднимали рельсы, меняли шпалы, перекладывали полотно. По мосту двигался путевой агрегат — тяжёлая машина, которая аккуратно поднимала и заменяла шпалы.

«Мы тогда уложили быстро, чтобы поезд прошёл. Теперь ставим как положено»,
сказал нам прямо один из машинистов.

Это не «техническая доработка», как любят писать в отчётах, а полноценный демонтаж и новая укладка уже «введённой в эксплуатацию» линии.  Мост через реку Тентек по-прежнему не готов. Вокруг лежат металлические конструкции, мусор, работают краны. То, что показали по телевизору, оказалось не инфраструктурой, а декорацией для парадного видео.

И ещё ложка дёгтя: на строительство второй железнодорожной линии Достык – Мойынты, объявленной новой транспортной артерией страны, выделили 542,8 млрд тенге. И здесь тоже — куча нарушений.

По официальным данным, на 1 сентября 2025 года фактически освоено 419,9 млрд тенге. Но подрядчику уже выплатили 436,3 млрд. То есть на 16,4 млрд тенге больше, чем подтверждено актами выполненных работ.

Даже в отчётах указано, что итоговые акты пока на стадии подписания — проверка объёмов ещё впереди, но оплата уже произведена. Бюджетные деньги ушли, а контрольные документы ещё нет.

Более того, подрядчик получил аванс в 161 млрд тенге «для мобилизации и закупа материалов». Это почти 30 % от всей сметы. Возникает закономерный вопрос: обеспечил ли он достаточные гарантии возврата этих средств?

Читайте также:

Лента новостей

все новости