Докажи, что ты – не турист: как в Казахстане взимают сбор с иностранцев и при этом никто не знает, куда уходят деньги

cover коллаж Orda.kz

Туроператоры, отельеры и иностранные гости пока не видят положительных сторон введённого в начале года туристского сбора. У участников рынка до сих пор много вопросов к трактовке пункта правил взимания сбора и его дальнейшего применения в бюджетах городов и регионов. Orda.kz разбиралась в хитросплетениях bed tax.

С 2023 года в Казахстане каждый иностранный турист обязан платить туристский сбор (bed tax), если останавливается в «местах размещения» (за исключением хостелов, гостевых домов и арендного жилья). Сначала ставка была 5% от цены номера. То есть если ночь в 5-звёздочном алматинском отеле сейчас, в октябре, стоит 185 тысяч тенге, то налог составил бы 9 250 тенге сверх этой суммы.

После открытого недовольства со стороны участников рынка – туроператоров, туркомпаний, владельцев гостиниц – сбор сделали фиксированным: в коридоре от 0,2 МРП до 0,5 МРП, или от 690 до 1 725 тенге. Тариф устанавливается маслихатами. Собрания депутатов Алматы и Астаны установили максимум – 0,5 МРП.

Новый унифицированный тариф вступил в силу 1 октября 2023 года. Теперь и постоялец 5-звёздочного отеля, и хилой гостиницы на окраине столиц будут платить одинаково – 1 725 тенге. 

Вместо довольных туристов – злые

 Мария Пьяных работает в туристическом бизнесе уже десять лет. Она отмечает, что с начала 2023 года к увеличению продажи туров добавились ещё и сотни жалоб от иностранных туристов. 

скрин жалобы от туристической компании, клиент которой утверждает, что сбор в одном из отелей Алматы был неправомерным
Скриншот жалобы от туристической компании, клиент которой утверждает, что сбор в одном из отелей Алматы был неправомерным

Турагенты в разных странах, которые продавали туры в Казахстан в формате «всё включено», недовольны так же, как и клиенты, рассказывает Пьяных. Они не понимают, почему с туристов берут дополнительные деньги в отелях, причём сумма сбора зависит от региона. При этом даже в Алматы и Астане одни отели взимают этот налог, а другие – нет. Из-за этого бардака и неразберихи у туристов резко портится впечатление о Казахстане.

«В итоге все платим сборы из своего кармана, потому что гостиничные сборы не были включены в туры на этот год. При этом турфирмы отправляют нам наши же договоры и указывают соответствующие пункты, и сделать в этой ситуации я ничего не могу. В феврале на встрече с вице-министром культуры и спорта Ержаном Еркинбаевым нас заверяли, что всё будет хорошо», – рассказывает Мария. 

Оказалось, что туристский сбор – это не налог, поэтому по законодательству РК отели не обязаны предоставлять закрывающие документы на такие платежи юридическим лицам, только частным. Однако многие туристы возмущены лишними поборами, и в итоге все шишки свалились на туроператора. 

«Если у нас группа живёт в отеле семь ночей, а группа из 30 человек, представляете, в какую сумму выливается этот сбор? У нас никто не разбирается, какой у нас бизнес. Все думают, «ну приехали к вам богатые арабы, что для них лишние 3-4 доллара». А даже арабы за эти деньги ругаются, мы работаем только на жалобы», – возмущается Пьяных. 

При этом в пункте 11 «Правил взимания туристского сбора» чёрным по белому написано следующее: 

«Иностранцам или физическим, или юридическим лицам, уплатившим туристский взнос за иностранцев, при выезде иностранцев с мест размещения операторами выдаются документы, подтверждающие факт уплаты туристского взноса».

То есть документы всем, кто платит сбор, предоставлять обязаны, но фактически этого не делают. 

ресепшен отеля в Алматы, фото Orda.kz
Ресепшен отеля в Алматы, фото Orda.kz

Мария также не понимает, что происходит в дальнейшем с деньгами, выплаченными отелю, за которые ей не выдают никаких документов. Идут ли они в конверт, или в карман, или, как провозглашалось инициаторами туристического сбора: министерства культуры и спорта и национальной компании Kazakh Tourism – на нужды городов.

Что думают отельеры

Владельцы и управляющие гостиниц от туристического сбора тоже не в восторге. Это корреспонденту Orda.kz дали понять в Казахстанской туристской ассоциации. Её директор Рашида Шайкенова с механизмом распределения средств ознакомлена в теории: гостиницы хранят туристические сборы на своих счетах и раз в квартал переводят в департамент государственных доходов по месту нахождения гостиничного объекта. Из ДГД средства поступают в бюджет населённого пункта, района или области, а вот что происходит с ними дальше?

«Это деньги туристов. Учитывая мировую практику, мы бы хотели, чтобы эти деньги были «мечеными». В стране много проблем, связанных с туристской отраслью, инфраструктурой, уровнем сервиса, подготовкой и нехваткой квалифицированных кадров, и мы бы хотели, чтобы деньги направлялись на туристскую инфраструктуру, на рекламу, продвижение Казахстана или конкретного города на международном туристском рынке», – говорит Шайкенова.

Председателя КТА смущает и размер сбора за ночь. В качестве примера она вспоминает международный опыт, с помощью которого чиновники любят убеждать нас в прогрессивности своих инициатив.

«Взять, к примеру, итальянскую столицу. Рим может позволить себе конкретную ставку – 3 евро за ночь, это около 1 500 тенге, но это Рим! Рим сначала всё сделал, чтобы привлечь туристов, а потом ввёл туристский налог. У нас всё по-другому», – говорит Шайкенова.

Возвращаясь к документации, отсутствие которой рушит бухгалтерию предыдущей героини-туроператора, её бухгалтер  не понимает, как свести дебет с кредитом, когда нет закрывающих документов. У сотрудников отелей, как финансовых отделов, так и у стойки приёма клиентов, по словам директора КТА, работы с введением туристического сбора тоже существенно прибавилось.

«Отели поставили в очень неудобную позицию – их нагрузили дополнительными функциями, но эти функции не оплачиваются. Каждый отель теперь думает, как с этим работать, потому что недовольный клиент – это плохая ситуация для отеля, турфирмы и страны в целом», – напоминает Рашида Шайкенова.  

О том, как всё-таки компаниям получить документы после уплаты сбора, а также полезна ли инициатива с налогом, мы поинтересовались в АО «НК «Kazakh Tourism» – организации, которая продвигает страну на международном рынке путешествий и занимается реализацией инициатив по устойчивому развитию туротрасли. 

Цели благие, результат пока не очень 

По словам директора департамента реализации системных мер Тимура Кожубекова, в начале года Минкульт и нацкомпания разъясняли всем заинтересованным сторонам порядок внедрения туристического сбора. 

ресепшен отеля в Алматы, фото Orda.kz Кроме того установили коридор сбора: от 690 тенге до 1 725 тенге. Маслихаты ряда регионов, в том числе Алматы и столицы, установили максимум – 0,5 МРП. При этом в правилах записано, что местные органы могут менять ставку в зависимости от загруженности отелей в данной местности, но не чаще двух раз в год. Но почему акиматы ещё не пользуются этой возможностью, Кожубеков не понимает.

В планах Kazakh Tourism добиться, чтобы средства, полученные от сборов, пошли на развитие именно туристической инфраструктуры. Однако законодательных оснований для этого нет. Все собранные платежи поступают в единый бюджет города или района, и никто не может обязать акиматы потратить их именно на туробъекты.

«В конце года мы хотим собрать данные о финансовых поступлениях от туристических сборов и опубликовать их. Эта информация будет использована как отраслевыми управлениями, так и бизнесом. Общество, в свою очередь, будет требовать от акимата, чтобы деньги пошли на развитие туризма. Механизм такой», – говорит глава департамента нацкомпании.

При этом напомним: гарантий, что акимат не скажет, что средства экстренно нужны на другие нужды – нет. Всё на совести тех, кто принимает решения.

Прекрасное далёко

Общество, конечно, может давить, но акимат прислушиваться не обязан – это, если коротко резюмировать, что мы имеет сейчас по факту. К тому же и санкций за неуплату туристического сбора законы республики пока не предусматривают. Об этом корреспонденту Orda.kz рассказали представители гостиничного бизнеса на прошедшем 10 октября VI международном гостиничном форуме. По словам отельеров, многие постоянные клиенты отказываются платить сбор, при этом вызывать полицию и терять гостя никто не хочет. В Kazakh Tourism Orda.kz пояснили, что это грубое нарушение.

 «По закону «О правовом положении иностранцев» от 1995 года любой иностранный гражданин обязан соблюдать законы Республики Казахстан. Значит иностранный гражданин, который останавливается в гостинице – платит. Никаких административных санкций не предусмотрено, и мы против наказания», – говорит Кожубеков.

В национальной компании уверены, что туристический сбор принесёт стране пользу, просто почувствуют это участники индустрии не сразу. Как рассказала Orda.kz туроператор Мария Пьяных, сейчас иностранцы испытывают шок, когда переходят КПП на государственной границе страны, от состояния туалетов, прочей инфраструктуры и искренне не понимают, за что платят пресловутые 1 725 тенге за сутки сверх стоимости гостиничных номеров. 

Если человек – не турист, он обязан это доказать

Корреспондент Orda.kz также поинтересовался, должны ли платить туристический сбор иностранцы, которые постоянно проживают в Казахстане, и ответ сильно удивил. 

«Если человек живёт в отеле на долгосрочной основе – он не турист. А если он на выходные уехал, к примеру, из Астаны в Боровое, то он турист и там платит сбор. Это касается обладателей РВП – разрешения на временное проживание, которое получают иностранцы, работающие в Казахстане», – поясняет Кожубеков. 

При этом обладатели вида на жительство (ВНЖ) от уплаты туристских сборов освобождены. Иностранцы, приезжающие в Казахстан по работе здесь и получающие зарплату – тоже. Однако если гражданин другого государства находится в служебной командировке, но принимает участие в конференции или деловых переговорах для своей иностранной компании, то туристический сбор с него должны взять.

Разобраться в хитросплетениях туристского сбора, который действует практически  с начала года – задача не из лёгких. При этом очевидно, что у игроков туристической отрасли страны до сих пор огромное количество вопросов и разработанные правила создают конфликтные ситуации и в конечном счёте портят имидж страны. 

мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, фото pixabay.com
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, фото Pixabay.com

Налицо одна большая проблема, что Старого, что Нового Казахстана – отсутствие чётких, понятных и предсказуемых правил игры. Турфирмы, владельцы гостиниц, туроператоры просто не поспевают за оперативными решениями госорганов. Разъяснительная работа, очевидно, проведена провально, раз в октябре 2023 года остаётся большое количество спорных трактовок. Всё это на себе ощущают и туристы, которые видят красивые рекламные ролики о Казахстане, а затем сталкиваются с неповоротливостью и непредсказуемостью системы, когда всё же решаются купить билеты или туры в страну. 

Orda.kz обратилась за разъяснением вопроса о туристических сборах к НПП «Атамекен», однако на момент публикации ответ не получила.

Читайте также:

Лента новостей

все новости