Для решения дефицита ГСМ планируют увеличивать производство на заводах в Шымкенте и Павлодаре

cover

В правительстве доложили, как будут решать вопрос нехватки ГСМ в Казахстане. Министерство энергетики заявило о мерах по дальнейшему увеличению производства как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективах. 

Выступая на заседании правительства 22 декабря, глава Минэнерго Магзум Мирзагалиев напомнил, что с августа по октябрь 2021 года на рынке горюче-смазочных материалов образовался дефицит дизельного топлива.

«Для обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом были приняты следующие меры: введен запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом, который действует до 21 мая 2022 года; перенесен плановый ремонт на АНПЗ на 2022 год; сдвинут ремонт на ПНХЗ с сентября на ноябрь текущего года; осуществлён импорт дизельного топлива с НПЗ РФ в объеме 281 тысячи тонн (в сентябре отгружено 43,5 тысячи тонн, в октябре – 145,5 тысячи тонн, в ноябре – 92,1 тысячи тонн). Благодаря оперативно принятым мерам ситуацию на рынке дизельного топлива удалось стабилизировать», – подчеркнул Мирзагалиев.

Министерство запланировало пакет мер для дальнейшего увеличения производства как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективах. Так, на Шымкентском заводе в 2022 году планируется увеличение загрузки на 800 тысяч тонн (действующая – 5,2 млн тонн). На Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе до 2025 года будет реализован проект по реконструкции установки гидроочистки с интеграцией блока депарафинизации, который позволит увеличить производительность до шести миллионов тонн (действующая – 5,4 млн) и производить 160 тысяч тонн зимнего дизельного топлива, которое раньше не производилось.

Модернизация блока производства битума на Актауском битумном заводе, по сообщению Минэнерго, позволит увеличить мощность производства с 400 до 450 тысяч тонн в год.

«Кроме того, частными инвесторами реализуются проекты по строительству нефтеперерабатывающих заводов в Туркестанской области, которые планируется завершить в 2023 году: ТОО «Standart Рetroleum & Со» мощностью переработки два миллиона тонн нефти (бензин 260 тысяч тонн, дизельное топливо – 500 тысяч тонн); ТОО «Стандарт Ресурсиз» мощностью переработки 100 тысяч тонн угля с получением синтетической нефти и дальнейшим получением нефтепродуктов», – рассказал министр.

По данным министерства энергетики, объем переработки нефти в 2021 году составит 17,1 млн тонн, производство нефтепродуктов – 13,1 млн тонн. Как сообщил министр энергетики Магзум Мирзагалиев, производство бензина по итогам года прогнозируется в объеме 4,7 млн тонн, дизельного топлива – 4,8 млн тонн, мазута – 2,4 млн тонн, битума – 933 тысяч тонн и авиакеросина – 600 тысяч тонн.

В 2018 году в Казахстане завершили модернизацию трёх действующих нефтеперерабатывающих заводов. Её общая стоимость превысила более шести миллиардов долларов (за счет собственных собственных средств АО «НК «КазМунайГаз», займа Банка развития Казахстана, Экспортно-импортного банка Китая и Японского банка международного сотрудничества). Предполагалось, что после модернизации страна избавится от импортозависимости по ГСМ и начнёт экспорт ГСМ собственного производства. Если раньше зависимость казахстанского рынка от импорта составляла около 30-40%, то по итогам модернизации потребность в импорте бензина отпала, сохранилась лишь небольшая (на уровне пяти процентов) потребность в импорте дизтоплива и авиакеросина.

В 2020 году на экспорт были отправлены 494 тысячи тонн бензина, 176 тысяч тонн дизтоплива. Однако и в 2020-м, и в 2021-м правительство вводило временные запреты на экспорт ГСМ, чтобы избежать возникновения дефицита ГСМ на внутреннем рынке.

Какая ситуация с ГСМ

В последнее время в Казахстане водители сетуют на дефицит ГСМ, а также на их дороговизну. О дефиците на заправках бензина марок АИ-95 и АИ-96 заявляли водители в Шымкенте и Туркестанской области. При этом шымкентский нефтеперерабатывающий завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» отрицал возникновение дефицита бензина на автозаправочных станциях Шымкента и Туркестанской области. После этого министерство энергетики заявило, что в Туркестанскую область топливо будет отправляться в приоритетном порядке.

Кроме того, выяснилось, что 960 тонн бензина под видом газа пытались вывезти из Туркестанской области в Кыргызстан.

В Казахстане с сентября подорожало дизтопливо. Как сообщал Energyprom.kz, цена выросла до 199 тенге за литр. Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов Казахстана литр летнего дизеля стоил в Костанае 215 тенге, дешевле всего он продавался в Таразе и Семее – за 195 тенге. О дефиците также сообщали авиакомпании. В декабре дефицит признал и министр энергетики. Чтобы решить проблему нехватки ГСМ, государство на полгода запретило вывозить на автомобилях бензин и дизтопливо из Казахстана.

Автор: Всеволод Давидов

____________________________________________________________

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

_____________________________________________________________

Лента новостей

все новости