Депозиты в кафе и караоке: почему заставляют платить за неспетое и невыпитое

cover Коллаж Orda.kz

Закон защищает предпринимателей, а деньги в кафе и караоке отдают потребители. Оrda.kz выясняла, кому выгодны депозиты и почему бездействует государство

Практика депозитной предоплаты за посещение общепита и увеселительных заведений распространена в Казахстане давно и повсеместно. Недавно Комитет по защите прав потребителей в очередной раз напомнил, что требование депозита у посетителей незаконно.

Есть ли у звонкой монеты обратная сторона и нужно ли бороться с предпринимательским беспределом, разбирался корреспондент Оrda.kz

Откуда цены растут

Для чего же нужны депозиты и насколько это оправдано с точки зрения предпринимателя, рассказывает Алия Манасова, владелица сети кафе в Алматы.

“Депозит – это хорошо в том случае, если у вас большое заведение. Он нужен, чтобы не простаивали столики. Это гарантия, что люди потратят определенную сумму и у вас окупится посадка”.

Она поясняет, что иногда столики на четыре часа занимают под детский праздник, а тратят всего 15000 тенге. По сути места простаивают. Ведь за это время могли бы прийти другие посетители, и можно было бы заработать гораздо больше денег.

По мнению Алии, депозиты не отпугивают потенциальных гостей, если проект заведения продуман, а хозяин знает своего потребителя.

“Если все границы соблюдены и депозит соответствует концепту заведения, вписывается в его ценовую политику, то он не отпугивает посетителей. Здесь важно понимать, что если это очень бюджетное заведение, где есть депозит и он высокий – никто его платить не будет. Люди просто уйдут в другое кафе или ресторан. Если же заведение достойное, с правильно выстроенной регулировкой цен, то депозит – очевидная вещь. Это тот вклад, который ты делаешь, чтоб хорошо подготовиться к своему мероприятию”.

Между тем в кафе Алии депозитов нет, по её словам – не тот формат заведения.

“В случае нашего проекта депозит не нужен, поэтому мы его никогда не берём. У нас маленькое заведение и его концепция рассчитана на быструю сменяемость гостей. Люди приходят – 15 минут едят и уходят, затем приходят другие”.

Плати или стой под дождем

Депозиты бывают разные. Самый безобидный – бронь столиков. В этом случае человек выбирает заведение заранее и бронирует место по телефону или онлайн, априори соглашаясь внести предоплату. Существует и более злой вариант депозита, когда выбора по факту нет. Оплату могут просить прямо при входе.

Именно с такой ситуацией столкнулся во время загородного отдыха житель Алматы Роман Кудрявцев.

“Мы приехали на Кольсай в составе тура. До этого посетили уже четыре локации и успели пообедать. Нас высадили возле озера и сказали гулять два часа. Погода испортилась, ощутимо похолодало, начался дождь. То есть находиться на улице было не особо приятно. Решили выпить кофе и съесть по бургеру в местном кафе. Оно, кстати, на берегу единственное. Но на входе у нас попросили депозит – по пять тысяч тенге с человека. В принципе, сумма небольшая, но это возмутило. Во-первых, мы чисто физически не смогли бы съесть заказ на такую сумму. Во-вторых, можно было бы понять такую политику заведения, если бы в тот день в парке было много посетителей и у них все столики были бы заняты, но нас было немного, а посадочных мест – предостаточно. К тому же такая погода на улице, а укрыться от дождя особо негде”.

После отказа внести депозит управляющий заведения предложил Роману и другим гостям купить кофе в киоске на улице и там же его выпить.

“Особенно странно, что это туристическое место и его посещают не только туристы из Казахстана, но и иностранцы. Хорошее гостеприимство получается. Альтернативы между прочим нет: или плати или стой под дождем”.

Стоит ли подобное отношение к посетителям депозитной прибыли, знает только хозяин недружелюбного кафе.

Когда финансы споют романсы

Хуже обстоят дела с клубами караоке, где собираются множество любителей душевно отдохнуть в выходные.

"Я работала администратором в алматинском караоке ещё в 2014 году. Цена депозита составляла две тысячи тенге с человека. То есть достаточно дорого для того времени. И это не считая VIP-кабинок, где действовала почасовая оплата”, – рассказывает Назира Бекшарипова.

Она отмечает, что если гость не потратит весь депозит, то, естественно, разницу ему не возвращали: либо заказывай дополнительные блюда и напитки, либо уходи. Если потенциальные гости вносить предоплату отказывались, им просто отказывали в посещении.

Казалось бы, с того времени минуло уже девять лет, но ситуация осталась. Суммы вложений в такой весёлый отдых выросли, а вот невеселая часть никак не изменилась: по-прежнему не пускают без депозитов и не возвращают непотраченные деньги.

Это легко проверить, если посмотреть предложения на одном из популярных агрегаторов увеселительных заведений и ресторанов Казахстана. Каждое третье караоке в Алматы требует предоплату. В среднем цена депозита 10 тысяч тенге с человека, но есть места, где просят 20 000 и выше. Также можно найти караоке-бары с маркером "бесплатный вход". Но это отвлекающий манёвр: речь идёт лишь об отсутствии платы за посещение, а депозит всё равно потребуют.

В целом, говоря о расчётах с караоке, нужно понимать, что здесь немало нюансов и неподготовленный тусовщик в итоге может остаться с пустыми карманами.

Звоним в одну из больших сетей караоке в городе. Про депозит нам сообщают сразу же. Здесь его цена идёт за кабинку и составляет 60 тысяч тенге.

"В эту сумму входит ваш минимальный заказ – кухня, бар, кальян. Продление времени не входит в сумму депозита", – поясняет менеджер.

Самая маленькая из кабинок рассчитана на 6-8 человек. Математика простая: чем больше людей, тем меньше сумма с каждого. Но если вы решили спеть втроём, будьте добры заплатить по 20 тысяч.

При этом клиента дважды предупреждают о том, что депозит не возвращают, в том числе и при отмене брони, хотя при форс-мажоре её возможно перенести в течение месяца.

В другом популярном караоке предоплата составляет 6000 тенге на одну персону. Казалось бы – доступно, но это из расчёта на компанию от 15 человек. Также придётся заплатить за безлимит времени + 5000 тенге с носа. Итого, даже без продления, депозит составит 90 000 тенге за посещение.

Как бороться с системой

Грань, где заведения от подстраховки и окупаемости своего времени переходят к откровенному грабежу, очень тонка.

Согласно ст. 28 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец не имеет права принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве и ассортименте.

Почему же такая практика все ещё существует?

По мнению юриста Сергея Уткина, кафе, рестораны и бары работают в конкурентной среде, и нет необходимости в регулировании их действий государством.

“Всё отрегулирует рынок, – считает Сергей. – Допустим, государство усилит контроль или клиенты, начитавшись материалов в СМИ, начнут качать права. Что сделает заведение? Таким гостям будут говорить, что свободных мест нет, всё забронировано. А те, кого не отпугивают депозиты – с удовольствием будут их посещать. Если же недовольных депозитами клиентов станет критично много и они уйдут к конкурентам – заведение само отменит депозиты, потому что поймёт, что теряет прибыль. Всё просто. А усиление государственного контроля конкурентной среды только порождает коррупцию”.

Президент Республиканской Ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмаганбетов уверен, что подобными вопросами должен заниматься Департамент защиты прав потребителей.

“Раскрывая политическую подоплеку, можно понять, почему сейчас потребитель не защищён в этих областях: Минторговли работает на два фронта. Они защищают одновременно торговлю и потребителей. При этом больший акцент идет на защиту прав предпринимателей. Все сделки и вопросы посвящены им. Я участвую в комиссиях и хорошо знаю эту кухню. Вопрос о потребителях закапывают со всех сторон. Мы, общественники, пытаемся биться, и это очень тяжело. Все госорганы – за предпринимателей“.

Ещё одной проблемой он называет нехватку кадров. Например, по его словам, в Департаменте по защите прав потребителей Карагандинской области на десятки тысяч предпринимателей, которые нарушают права клиентов – всего два человека. Они физически не могут всех проверять и отрабатывать все жалобы.

Семь кругов бюрократии за 30 тысяч

Как же действовать с точки зрения закона, если вас не хотят обслуживать в заведении из-за отказа вносить депозит. И есть ли шансы у человека, который решит побороться с системой и подаст в суд на заведение, требующее деньги вперёд?

“Потребители могут попытаться решить этот вопрос самостоятельно, но никто не станет этим заниматься”, – убеждён Айтмаганбетов.

На собственном примере он рисует примерную схему действий человека, которого отказались обслуживать в кафе без внесения депозита.

“В первую очередь я фиксирую факт отказа. Согласно законодательству, я могу проводить фото и видеосъемку. Затем отправляю в заведение досудебную претензию о том, что они нарушили моё право и прошу выплатить мне моральный ущерб. В случае отказа – подаю в суд. Впрочем, до этого момента ещё есть процедуры: нужно обратиться в уполномоченные органы и к медиаторам, чтобы урегулировать спор и только потом идти в суд”.

Он отмечает, что суды в таких делах чаще всего принимают сторону предпринимателей. Например, моральный ущерб в Казахстане, в отличии от Европы и Запада, не удовлетворяют. Максимум, что получит истец – 20-30 тысяч тенге.

“Никто не будет тратить три месяца на бюрократию и нервотрепку из-за такой суммы. Ещё не факт, что её в принципе удастся получить, всё зависит от судьи. Так что потребитель у нас большей частью предрасположен пассивно относиться к данной проблеме. Максимум 2-3% будут таким образом отстаивать права”.

Именно из-за отсутствия контроля и пассивной потребительской позиции беспредельничают предприниматели, считает Айтмаганбетов.

Что в итоге?

Несмотря на то, что общественность периодически возвращается к проблеме депозитов, Сергей Уткин считает, что у клиентов и заведений давно есть свои механизмы предупреждения подобных ситуаций:

“С развитием рыночной экономики обязательно появляются какие-то эксперты или даже целые посреднические организации, которые также на рыночных условиях создают себе репутацию и помогают потребителям узнать рейтинги заведений. К примеру, мишленовские звезды. И предприниматели из кожи вон лезут, чтобы улучшить свои показатели. Потребители довольны. А государство должно заниматься другими функциями. Естественно, что на начальном этапе построения конкурентного рынка, подобные эксперты и организации также могут быть продажными жуликами, но отчаиваться не стоит, рынок сделает свое дело”.

У президента Ассоциации потребителей есть свои предложения по изменению ситуации к лучшему. Он ратует за создание в Казахстане отдельной структуры, типа российского Роспотребнадзора, которая будет находиться под контролем президента, а не того или иного министерства.

А пока, по его мнению, идет столкновение интересов. Общественникам не дают защищать права потребителей, так как нет нормального бюджетного финансирования.

“Я являюсь заместителем руководителя рабочей группы по рассмотрению законопроекта “О защите прав потребителей”. Мы пытаемся внести поправки, благодаря которым потребитель будет действительно защищен. В частности, готовим проект, предполагающий возвращение штрафов для недобросовестных предпринимателей, как это было раньше, до 2010 года“, – рассказывает Айтмаганбетов.

Он уверен, что данные меры позволят оказывать услуги по защите прав потребителей на бесплатной основе, что также освободит государство от лишних трат. В то же время, это будет стимулировать предпринимателей вести честную деятельность.

Автор: Юрий Нижегородский

Лента новостей

все новости