Главы аэропортов РК просят повысить тарифы на обслуживание

cover Аэропорт Алматы

Управляющие казахстанских аэропортов объединились и рассказали о проблемах отрасли. Почему казахстанские воздушные гавани не могут стать популярными международными хабами и почему могут подорожать авиабилеты – читайте в материале Orda.kz

Повысить тарифы на обслуживание воздушных судов просят главы казахстанских аэропортов. Предложения прозвучали на первом съезде Ассоциации гражданской авиации, который проводится под эгидой аэропорта Алматы.

В стране выполняется свыше 700 внутренних рейсов в неделю по 56 маршрутам. Из Казахстана летают рейсы в 27 стран мира по 103 маршрутам. В этом году добавятся еще девять направлений: в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив.

До 2025 года планируется открытие рейсов в Мумбаи, Гонконг, Вену, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие города. При этом уровень соответствия международным стандартам безопасности полетов в Казахстане составляет 82%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Аналогичные показатели у стран ЕС, таких как Дания и Польша.

Тарифы аэропортов надо поднять

Минимальное финансирование, устаревшее оборудование и минимум возможностей для заработка – вот на что жалуются управляющие небольших казахстанских аэропортов.

"С 1998 года многие тарифы не поднимались. Существующие тарифы не дают развиваться аэропортам Казахстана. Авиакомпании нас подпирают и регулируют все ситуации касательно аэропортов. Второй – топливное обеспечение, который на 90% обеспечивает деятельность аэропорта. Не надо раздавать топливо авиакомпаниям "КазМунайгаз" и другим авиакомпаниям. Хотелось бы отдать долю, которая приносит 90% доходов аэропортам, и обсудить этот вопрос на уровне правительства", – говорит директор аэропорта Костаная Юрий Ким.

Стоит отметить, что топливо закупают как авиакомпании, так и сами аэропорты. Но авиакомпании закупают большие объемы и напрямую у производителей. Аэропорты, в частности региональные, покупают топливо через посредников. По словам директора аэропорта "Жесказган" Нурлана Чигитаева, малым аэропортам невозможно конкурировать с авиалиниями.

"Например, у меня бочка (60 тонн авиатоплива) расходуется за 2 месяца. В Алматы это на 2 часа работы. Авиакомпании берут топливо оптом и везут в аэропорты. Они берут сразу 20 бочек и у них сразу цена другая. А я покупаю бочку раз в 2 месяца. Таков рынок", - говорит Нурлан Чигитаев.

Нурлан Чигитаев, директор аэропорта "Жесказган"

В итоге воздушные гавани теряют возможность зарабатывать на топливе, заправляя только малую авиацию и грузовые суда, и большинство региональных аэропортов живут только за счет государственных субсидий.

В аэропорту Алматы самая низкая цена за обслуживание одного пассажира в регионе в Европе. Так, сейчас цена на обслуживание одного пассажира составляет 8 долларов, при этом в столице Грузии Тбилиси она в три раза выше - 24 доллара. Эта цена закладывается в стоимость авиабилета, рассказывает недавно назначенный директор воздушной гавани Алматы Альп Эр Тунга Эрсой.

"Мы проводит переговоры с правительством, Комитетом гражданской авиации и авиакомпаниями о том, чтобы понять тариф. При этом мы не хотим резкого роста, который ляжет на плечи пассажиров, поэтому хотим поэтапно увеличивать стоимость тарифа", - отметил Эрсой.

При этом, отвечая на вопрос о том, влияет ли тариф на прибыль алматинского аэропорта, директор ответил отрицательно. Он сказал, что аэропорт остаётся прибыльным за счет роста пассажиропотока.

Где брать кадры

Все директора казахстанских аэропортов также жалуются на нехватку квалифицированных кадров. Даже те, кто работает сейчас в воздушных гаванях, не могут совершенствовать знания и навыки. Причина - в отсутствии заочного авиаобразования в Казахстане. Академия гражданской авиации в Алматы может обучать специалистов только на очном отделении - таков закон.

Управляющие аэропортов считают, что норму необходимо изменить и дать возможность готовить кадры заочно.

Цена авиабилетов - политика авиакомпаний

Географическое расположение Казахстана идеально для посадок межконтинентальных лайнеров из Европы в Азию. Тем не менее, мечты о создании крупного авиахаба пока остаются мечтами. Причина все в том же топливе, часть которого приходится импортировать, и оно на 20-30% становится дороже казахстанского.

"Очень дорогое топливо. Авиакомпания Turkish Airlines не понимают, как цена топлива может подняться в 3 раза. Мы приглашаем авиакомпании в наши аэропорты, но в Ташкенте топливо за тонну на 200 долларов дешевле. В итоге Кызылорда, Шымкент, Туркестан не могут развиваться. Какой-то тупик. Транзитные самолёты и рады бы приземляться, но тарифы на топливо их отпугивают", - сказал заместитель управляющего директора аэропорта Туркестан Иляс Нугманов.

Директору алматинского аэропорта задали вопрос, почему при низкой стоимости обслуживания рейсы в Алматы остаются одними из самых дорогих в регионе, причем, цены выше, чем в Бишкеке или Ташкенте. Альп Эр Тунга Эрсой заявил, что этот вопрос следует переадресовать авиакомпаниям, которые устанавливают свои тарифы, и аэропорт не имеет к этому никакого отношения.

Как будет развиваться аэропорт Алматы

Алматинский аэропорт сейчас разрабатывает генеральный план развития. После этого будут решаться и вопросы с землями, расположенными рядом. Ранее Orda.kz писала о проблеме, в частности поселке Гульдала, который расположен практически у взлётно-посадочной полосы и в дома которого в 2019 году врезался самолет авиакомпании "Bek Air".

"Согласно существующим в Казахстане правилам, некоторые из строений должны быть снесены. Мы работаем с авиационной администрацией и местными акиматами, чтобы решить эту проблему и обеспечить высокие стандарты авиабезопасности. Чтобы понять, влияет ли нахождение домов на безопасность полётов, мы пригласили международную исследовательскую группу, которая определит, мешают ли дома и тогда от них придется избавиться", - заявил глава аэропорта Алматы.

недостроенный терминал аэропорта Алматы, фото Orda.kz

Он также прокомментировал судьбу терминала аэропорта, который начали строить в 2007 году, но в итоге забросили, а само здание уже успели растащить на металлолом. По словам Эрсоя, терминал находится на участке, который принадлежит другому владельцу. Необходимости в нём у аэропорта сейчас нет, и достраивать его не планируют. Вопрос о выкупе участка будут поднимать после составления генплана воздушной гавани.

Новый терминал алматинского аэропорта, который строят рядом с существующим, откроется не ранее лета 2024 года. Orda.kz писала о том, что ради подъездного пандуса руководство турецкого холдинга TAV снесло здание первого, исторического терминала 1947 года, который сейчас воссоздают в нескольких сотнях метров. Снос здания вызвал бурный общественный резонанс, а градозащитники обвинили управляющую компанию в пренебрежении к историческому наследию Алматы.

Сейчас, в связи со строительством пандуса в зал вылетов, на парковке аэропорта творится хаос и наблюдаются постоянные пробки.

Лента новостей

все новости