Дефицитная солярка: спасёт ли рынок повышение цен на ГСМ
Официально дизтоплива хватает. О дефиците говорят только потребители, о проблемах уже заявили в Эйр Астана, аграрии тоже поставили под сомнение завершение уборочной страды, возмущаются и водители-дальнобойщики.
Однако в Министерстве энергетики объясняют ситуацию сезонным ростом грузоперевозок и тем, что дизтопливо тоннами вывозят за границу. Как бы то ни было, всё идёт к тому, что солярку скоро будут отпускать по карточкам.
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов на вопрос Orda.kz – что делать, ответил однозначно – рынок спасёт только повышение стоимости ГСМ.
Государство с 2016 года не регулирует цены на бензин и дизельное топливо. Стоимость ГСМ определяют только спрос и предложение. Учитывая, что к 2025 году должен заработать Единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, стоимость ГСМ в регионе будет только расти. Сейчас в соседних странах – России и Кыргызстане литр бензина и дизельного топлива стоят на 90 тенге дороже, чем в Казахстане.
Это и есть основная причина нехватки топлива, в особенности в приграничных областях.
В Казахстане запрещён экспорт светлых нефтепродуктов, мораторий незаконный теневой экспорт нефтепродуктов не остановил.
Уже не раз в Жамбылской области находили подземную магистраль, да ещё и из пластиковых труб, по которым перекачивали ГСМ. А между прочим, в этом году регион установил рекорд по потреблению дизельного топлива. Причина одна – область граничит с Кыргызстаном, где литр солярки в среднем стоит дороже на 60 тенге.
К тому же из-за сравнительно низких цен на ГСМ водители транзитного грузового транспорта тоже стараются заправлять свои баки именно Казахстане.
И пока стоимость той же солярки в Казахстане будет оставаться на уровне более низком в отличие от приграничных соседних стран, наши нефтепродукты будут воровать. Не спасёт ситуацию и увеличение объёмов производства дизельного топлива на НПЗ.
Кстати, после модернизации трёх нефтеперерабатывающих заводов дизельного топлива стали производить больше на 25% – до 4,8 млн т. Этого должно было хватить, чтобы полностью покрыть внутренний рынок.
Повышение цен на ГСМ – неизбежность. Однако правительство РК должно предусмотреть некоторые меры по снижению финансовой нагрузки для населения. К примеру:
- включить транспортный налог в цену нефтепродуктов;
- осуществить возврат НДС, уплаченного при покупке нефтепродуктов на АЗС, по итогам календарного года. Возврат НДС условный, его можно использовать для снижения выплат по ИПН физическим и юридическим лицам.
То есть, нужно искать компромисс.
Редакция Orda.kz готова опубликовать альтернативную точку зрения по поводу дефицита ГСМ.
Лента новостей
- Арестован еще один фигурант дела о теракте в «Крокусе»
- Разрушительное торнадо обрушилось на американские штаты
- Насильника, скрывавшегося 30 лет, задержали в Павлодаре
- Двух женщин вытащили спасатели из машины после страшного ДТП
- Столетний дуб срубил застройщик в Алматы
- Противошоковую непневматическую одежду начали внедрять в Казахстане
- Парня из Коксуского района нашли мёртвым
- Адвокат подсудимого экс-замакима Шымкента Максута Исахова заявила суду о незаконном возбуждении дела
- 100 новых домов начали строить в СКО
- Чудесное Аэропортовское озеро Алматы и его обитатели накануне реконструкции
- Президент принял участие в субботнике
- Медуслуги станут доступнее: Минздрав повышает тарифы
- Футбольных фанатов привлекли к ответственности
- Куда делись велопрокаты в Алматы?
- В Уральске мужчина несколько дней ждал помощи в затопленном доме
- Вдоль берега озера Балхаш горит камыш
- Из-за паводка просели мосты через Жем и Уил
- В Атырау усилены противопаводковые мероприятия
- В Казахстане ввели временный запрет на ввоз куриных яиц
- Четырехлетний ребенок выпал из окна в Актау