Дефицитная солярка: спасёт ли рынок повышение цен на ГСМ

Официально дизтоплива хватает. О дефиците говорят только потребители, о проблемах уже заявили в Эйр Астана, аграрии тоже поставили под сомнение завершение уборочной страды, возмущаются и водители-дальнобойщики.
Однако в Министерстве энергетики объясняют ситуацию сезонным ростом грузоперевозок и тем, что дизтопливо тоннами вывозят за границу. Как бы то ни было, всё идёт к тому, что солярку скоро будут отпускать по карточкам.
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов на вопрос Orda.kz – что делать, ответил однозначно – рынок спасёт только повышение стоимости ГСМ.

Государство с 2016 года не регулирует цены на бензин и дизельное топливо. Стоимость ГСМ определяют только спрос и предложение. Учитывая, что к 2025 году должен заработать Единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, стоимость ГСМ в регионе будет только расти. Сейчас в соседних странах – России и Кыргызстане литр бензина и дизельного топлива стоят на 90 тенге дороже, чем в Казахстане.
Это и есть основная причина нехватки топлива, в особенности в приграничных областях.
В Казахстане запрещён экспорт светлых нефтепродуктов, мораторий незаконный теневой экспорт нефтепродуктов не остановил.

Уже не раз в Жамбылской области находили подземную магистраль, да ещё и из пластиковых труб, по которым перекачивали ГСМ. А между прочим, в этом году регион установил рекорд по потреблению дизельного топлива. Причина одна – область граничит с Кыргызстаном, где литр солярки в среднем стоит дороже на 60 тенге.

К тому же из-за сравнительно низких цен на ГСМ водители транзитного грузового транспорта тоже стараются заправлять свои баки именно Казахстане.
И пока стоимость той же солярки в Казахстане будет оставаться на уровне более низком в отличие от приграничных соседних стран, наши нефтепродукты будут воровать. Не спасёт ситуацию и увеличение объёмов производства дизельного топлива на НПЗ.
Кстати, после модернизации трёх нефтеперерабатывающих заводов дизельного топлива стали производить больше на 25% – до 4,8 млн т. Этого должно было хватить, чтобы полностью покрыть внутренний рынок.
Повышение цен на ГСМ – неизбежность. Однако правительство РК должно предусмотреть некоторые меры по снижению финансовой нагрузки для населения. К примеру:
- включить транспортный налог в цену нефтепродуктов;
- осуществить возврат НДС, уплаченного при покупке нефтепродуктов на АЗС, по итогам календарного года. Возврат НДС условный, его можно использовать для снижения выплат по ИПН физическим и юридическим лицам.
То есть, нужно искать компромисс.
Редакция Orda.kz готова опубликовать альтернативную точку зрения по поводу дефицита ГСМ.
Лента новостей
- Сняли на видео и выложили в Сеть: в Алматинской области школьница стала жертвой группового насилия
- В Алматы при заправке повредили самолёт Lufthansa — что известно
- Хозяин гор снова в объективе — фотоловушка поймала снежного барса
- Казахстанцы на день останутся без радио и телевидения
- «Ни одного стёклышка не разбила»: что происходит с Айгерим Тлеужан в колонии
- Первый рабочий день стал последним: подросток погиб на стройке в Астане
- Военные захватили власть на Мадагаскаре
- «Это не частная схема»: депутат Бапи пересмотрел свою позицию по ЕСУ
- Автора скандальных постов о казахах начали судить в Караганде
- Олигархи Клебанов и Кан теряют активы
- Судье стало плохо: оглашение приговора по делу Кушеева и Каримова перенесли
- Трижды проходила медосмотр в школе: девятиклассница родила в Актюбинской области
- Азербайджан готов в четыре раза увеличить транзит казахстанской нефти
- Бизнесмен Кайрат Реимов рассказал про Гаджиева на «Хоргосе» и дал совет президенту
- «После убийства Шерзата заключённых уговаривали оговорить Хасана» — адвокат
- Самый богатый бизнесмен Казахстана теперь владеет четвертью акций Kcell
- После кошмара в Кызылкайрате сменился прокурор Талгарского района
- От банкира до чиновника: новый аким Семея — кто он?
- Наш слон: кости мамонта нашли в Акмолинской области
- Работать в Турции казахстанцам станет проще