Казахстанская нефтепереработка почти полностью обеспечивает потребности наших перевозчиков — судя по статистике. Причём цены на авиатопливо на внутреннем рынке страны более чем лояльные, казахстанский авиакеросин существенно дешевле российского. Но почему-то авиакомпании сегодня заявили о дефиците топлива. Мы связались с другими игроками рынка и выяснили, что сейчас все работают в штатном режиме и без перебоев, однако к задержкам рейсов всё же стоит готовиться.

Что происходит

Столичный аэропорт и авиакомпания Scat заявили о нехватке авиатоплива и что бесперебойное функционирование воздушной гавани под угрозой. За сентябрь и октябрь из-за дефицита и резкого роста цен было недопоставлено 14 тысяч тонн авиа-ГСМ. Из-за этого резервы все исчерпаны, аэропорт осуществляет заправку воздушных судов «с колёс». В порту отметили, что такая ситуация с остатками у всех компаний, за исключением авиакомпании Air Astana.

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщили, что пассажирам беспокоиться не нужно, срывов регулярных рейсов не ожидается.

Тем временем, в Международном аэропорту Алматы было принято решение ограничить объёмы заправки  регулярных пассажирских рейсов и приостановить заправку разовых чартерных рейсов.

Чартеры в гражданской авиации — это прямые нерегулярные перелеты в определённом направлении, организованные не авиакомпаниями, а туроператорами или другими сторонними заказчиками. Чартерные рейсы выполняются на условиях арендного или чартерного, договора

Как отреагировали туроператоры

В KOMPAS Touroperator нам рассказали, что если даже дефицит и есть, то все последующие вопросы именно к авиакомпаниям.

— С нашей стороны никаких проблем на данный момент нет. Рейсы же могут сниматься по любым причинам. Наша компания сотрудничает с Air Astana, Flydubai и они проблем, насколько известно, не испытывают. Например, сейчас Таиланд открывается, и мы работаем в прежнем режиме. Информации об окончании топлива у нас нет, — сообщили в компании.

В PEGAS Touristik ответили, что новости о проблеме читали, однако у них всё «нормально».

— Если бы была подобная информация, то мы бы сразу отреагировали на неё ради наших клиентов.

В крупной турфирме HT.kz не сразу поняли, о чём идёт речь.

— Я не знаю откуда эта информации о том, что чартерные рейсы отменяют, пока такого нет. Больше данных не имеем и загадывать тоже не можем.

Что говорят турагенты

По мнению казахстанского турагента Розы Есенкуловой, возникшая сложная ситуация с авиатопливом может привести к задержкам рейсов, а также удорожанию билетов.

— В алматинском аэропорту заявили, что хотят ограничить объёмы заправки регулярных пассажирских рейсов, тут, конечно, можно предполагать, что речь идет о перелетах в Дубай, Анталью, Стамбул, Москву и т.п. Что касается разовых чартерных рейсов, для которых приостанавливается заправка, это в основном бизнес-джеты, используемые частными лицами, компаниями, и не касается рейсов туроператоров и массовых направлений. В любом случае, эта ситуация должна разрешиться в ближайшее время, иначе пострадает вся отрасль. Нехватка топлива может привести к коллапсу.

Директор агентства Ardak Travel Земфира Татарова так же обеспокоена ситуацией.

— Вижу второй день информацию, что топлива скоро не будет. У нас уже оплачены туры, всё под завязку забито, люди с 30 числа полетят в другие части света. Sunday Airlines и Air Astana обеспечивает топливо… Какова будет ситуации, я пока не знаю, но пока никаких сбоев и проблем в путешествиях не было. Сейчас летают стабильно. Вполне возможно, что будет задержка рейсов. Туроператор, например, скажет, что предоставил всё нужное. Остальные проблемы и неустойки будут лежать на авиакомпании. Хотя те в ответ заявят о проблемах с керосином. А кто тогда будет восстанавливать сгоревшие турпакеты, которые купили туристы, — задаётся непростым вопросом она.

Директор переживает, если начнутся проблемы, то зарубежные отели вправе будут говорить о том, какая у нас бедная нефтяная страна, в которой авиакомпании не могут обеспечить топливом.

— Если такая ситуация пройдет, то будет просто аврал. Толпы недовольных людей заполнят офисы компаний. Тем более на каникулярный период ценники повышаются. Это же не карантин, не ЧП авиакомпании всё это знают. Туроператор же может забрать только блок места у авиакомпаний, а ответственность за маршрут несет авиакомпания. Тот же KOMPAS Touroperator будет ни при чём. Они также рассчитывают на партнёров, оплатили и ждут выполнения обязательств.

Поделиться: