«Политика Минздрава по Covid-19 изначально вызывала скепсис» – эксперты

cover interaffairs.ru

COVID-19 везде одинаковый, а противостоять ему в каждом регионе пытаются по своим правилам. Теперь у нас вершители судеб – главные санврачи: они и подсчет заболевших ведут, и страну в разные цвета раскрашивают, решают, что закрыть, а что открыть... Проще говоря, именно они назначены ответственными за пандемию.

Редакция Orda.kz решила выяснить, чем недовольны граждане, о состоянии здоровья которых и печется Минздрав, почему они все чаще задаются вопросом: запретительные меры – это все-таки безопасность или чиновничья вседозволенность?

Действительно, давайте попробуем понять одно из последних постановлений главного государственного санитарного врача. Речь на этот раз шла об образовании. Неожиданно для всех Ерлан Киясов объявил, что школы переходят на обычный формат и разрешил детям оправиться за парты.

И родители, и учителя только руками развели. Осталась последняя самая короткая четверть. Есть ли смысл ломать онлайн-обучение? Но переформатироваться не успели – кривая по COVID-19 поползла вверх, а школьников вернули по домам.

Или еще одна государственная акция. Нас долго и небезуспешно уговаривали подумать о коллективном иммунитете. Представители Минздрава спорили с противниками прививок, убеждали, доказывали, называли суммы, которые пойдут на импортную вакцину, сыпали цифрами, даже показали, как дозу получают большие чиновники... Но как только в очередь на прививку встали простые граждане, выяснилось, что прививать-то и нечем.

Еще пример, в Алматы то открывают, то закрывают кинотеатры, спортзалы, магазины, кафе – все делается во благо здоровья горожан. Но представители бизнеса как будто не понимают, что главный санврач Бекшин заботится и об их самочувствии тоже. А вместо благодарности председатель Региональной палаты предпринимателей Максим Барышев опубликовал обращение к президенту. Просит главу государства вмешаться и помочь, потому что бизнес уже на грани выживания.

instagram.com/baryshev_maxim

Он даже подсчитал, чтобы общепит не развалился окончательно, необходимы субсидии по два млрд тенге в сутки. Надеялись заработать в Наурыз, а вместо этого понесли миллионные убытки. Предприниматель утверждает, что для Алматы 20% общепита потеряны навсегда.

Еще тема для размышления на тему, что делать и кого слушать. Накануне глава Алматы Бакытжан Сагинтаев заверил алматинцев, что город пока, по крайней мере, закрывать не будут. А главный санврач Жандарбек Бекшин неделей ранее заявлял, что если зарегистрируют более 500 заболевших в сутки, то блокпосты будут установлены.

    Мы наблюдаем огромный административный зуд, – считает политолог Данияр Ашимбаев.

facebook.com/adaniyar

По мнению Ашимбаева, санитарно-эпидемиологические службы получили огромные полномочия, но «показали неготовность выдавать скорректированный сценарий карантинных мероприятий».

     – Медицинская статистика и общая политика министерства здравоохранения изначально вызывали скепсис. А то, как они ведут себя в условиях эпидемии, вызывает еще больше вопросов. Изменения протоколов, карантины, скачки в ограничительных и  разрешительных мерах, проблемы с лекарствами. Мы видим, что Минздрав не способен на теоретическом, аналитическом и системном уровне обеспечить выполнение задач, – считает Ашимбаев.

По состоянию на 29 марта: в «красной» зоне – Нур-Султан, Алматы, Атырауская и Западно-Казахстанская области. В «желтой» – Актюбинская, Алматинская и Карагандинская области.

В двух городах-миллионниках вторую неделю наблюдается увеличение количества заболевших КВИ

Ашимбаев полагает, что Минздраву логичнее всего следовало бы разработать несколько сценариев и определить критерии их реализации, чтобы граждане страны на протяжении целого года «не видели набор бессистемных, неоправданных, необдуманных действий». В частности, это касается работы СЭС в регионах.

    – Многие знают, что структура занималась поборами с малого и среднего бизнеса. Эффективных и действительно готовых сценариев карантинных мероприятий нигде не было. Здравоохранение оказалось не способно генерировать какие-то стратегические, тактические шаги. Минздрав не смог сделать выводы, даже опираясь на свой собственный опыт. Поэтому сейчас мы можем ходить толпами на базар, а в горы – нет, видим показательные отработки по объектам бизнеса, но все знаем, что они работают. Заполненные автобусы, гигантские очереди к объектам общепита и прочее уже не удивляет жителей.

Произвольные жесткие меры прошлого года показали, что власть замкнуло на проблеме коронавируса, а про все остальные болезни забыли. Хорошо, раз все силы брошены на борьбу с инфекцией, что мы получаем в сухом остатке? Информация об ужесточении мер поступает от министерства здравоохранения, затем цепочка ведет к региональным и городским акиматам. Но на местах все равно возникают вспышки инфекции...

По громким уголовным делам видно, что именно система управления дает сбой. Это распределение финансов, кадровые вопросы, обеспечение госпоставок, цифровые базы данных и т.д.

– Население устало от постоянно меняющихся постановлений. На фоне процветающей коррупции люди перестали верить в карантинные меры, тем более в их эффективность. Сегодня ключевую роль играет не фактор собственного комфорта, а выживаемость. Различные опросы показывают, мало кто верит и в вакцинацию. Это наглядно показывает, как власть может потерять доверие.

Кажется, меры принимаются для галочки, добавляет политолог. По его словам, «мы наблюдаем деградацию государственного аппарата на всех его уровнях».

– Некомпетентность и откровенный идиотизм профильных чиновников привели к ряду проблем. Когда никто не контролирует, когда всех уводят от ответственности, даже самый честный перестанет работать хорошо и начнет воровать. Выяснилось, что даже от замены чиновников лучше не становится. Вспышки возникают в тех регионах, где начинаются коррупционные скандалы и население испытывает социальное напряжение, – говорит Ашимбаев

Меры, которые предлагают санврачи, должны как минимум снизить число зараженных. А оно растёт! А кто ответит за то, что меры оказались неэффективными?

По закону сотрудников СЭС могут привлечь, только если будет выявлено и доказано бездействие или какой-то ущерб, которые повлекли рост заболевших. Если кто-то иск подаст, суд его рассмотрит. Но юрист Олег Чернов утверждает, доказать вину санврача практически невозможно, так как трудно проследить причинно-следственную связь.

.facebook.com/OlegChernovLawyer/

В суде нужно будет доказывать, что ответственное лицо не сделал то, что было нужно. Тогда необходимо будет доказать, а что именно должен был сделать руководитель. По закону можно, а на практике никак.

Согласен с этим мнением и доктор медицинских наук, профессор Андрей Дмитровский.

К ответственности работников СЭС привлечь не получится, так как никто не сможет оценить их действия. К тому же, санитарные врачи постоянно публикуют постановления. Соответственно, это и есть какие-то действия. Тут проблема в другом, никто не доказал действенность всех этих эмпирических мер. У нас, к сожалению, нет института эпидемиологии, инфекционных болезней… Просто нет науки, как нет и анализа оценки действий санврачей, –высказал своё мнение доктор-инфекционист.

После отмены постановления об усилении карантина государственные и частные объекты в Алматы и Нур-Султане вернутся к работе в соответствии с требованиями, которые действовали до этого, то есть до включения города в «красную» зону.

А пока ни граждане, ни медики, ни Бекшин не знают, что именно случится 12 апреля: продлят, усилят, ослабят или ужесточат карантинные мероприятия? В этом и заключается загадка казахстанского прогнозирования и планирования.

Лента новостей

все новости