Чтобы не было наводнений и засух: как государства ЦА решили наблюдать за ледниками вместе

cover

В Алматы дали старт проекту по совместному наблюдению за ледниками. В нём примут участие пять государств Центральной Азии, они начнут правильно делиться данными, а также готовить специалистов для наблюдения за замёрзшими водными ресурсами. Почему это важно и что мешает — в материале Orda.kz.

В Алматы прошёл первый семинар по укреплению устойчивости стран региона с помощью данных о криосфере. Ледники, вечная мерзлота и снег — всё это составляющие криосферы. Сейчас в Центральной Азии всё меньше снега и больше других осадков, в горах происходит деградация вечной мерзлоты, а площадь и объёмы ледников с 1970-х годов сократились на треть.

Это часть общих изменений мирового климата, о котором говорили местные и международные эксперты. Глобальный экологический фонд, который существует с 1991 года, через ПРОООН и ЮНЕСКО направляет 6,1 млн долларов на проект, который должен создать общую систему наблюдений за криосферой в регионе.

«То, что мы сейчас наблюдаем, — значительное быстрое сокращение запасов воды в вечной мерзлоте. Это замороженная почва высоко в горах. И мне кажется, что общественность плохо осведомлена об этом, так и те люди, которые принимают решения. Поскольку эта вода замороженная, её просто не видно на поверхности, и наблюдений за её поведением мало, мы хотим исправить ситуацию», — заявил Амир Пирич, директор регионального офиса ЮНЕСКО в Алматы. 
Глава регионального представительства UNESCO Амир Пирич, фото Orda.kz
Глава регионального представительства ЮНЕСКО Амир Пирич, фото Orda.kz

Он напомнил о бесконечных связях экосистемы. От снега, ледников и мерзлоты в дальнейшем зависит наполненность горных рек, а значит, работа установленных на них гидроэлектростанций, обеспечение людей питьевой водой, наполненность региональных водоёмов, места обитания уникальных видов растений и животных. А главное, от них зависят жители горных местностей, которые в случае изменения климата могут пострадать от камнепадов, селей и оползней.

«Я занимаюсь селевыми потоками и прогнозом селей дождевого генезиса. Хочу сказать, что с изменением климата осадки в высокогорной зоне будут впадать всё чаще и чаще в виде дождей. С потеплением климата в высокогорной зоне это приведёт в большому скоплению рыхлой почвы на больших уклонах. В случае скопления воды и рыхлостей в высокогорье всё это будет способствовать формированию катастрофических селей», — рассказывает доктор технических наук Роза Яфязова из «Казгидромета».

С начала 1990-х сфере наблюдений уделялось меньше внимания, чем нужно, говорили участники семинара. О последствиях, возможно, сообщает сама природа — это и оползни в жилых районах Алматы, и перебои с водой, которые были прошлым летом из-за активного таяния в предгорьях.

Зачем объединять усилия?

В тех же времён были частично разрушены налаженные годами связи между научными институтами, исследователями, ведомствами, которые отвечают за охрану окружающей среды, водные ресурсы, прогнозы погоды. В итоге у специалистов из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана появились собственные методики замеров уровня ледников, снега и других данных. Партнёры не всегда готовы свободно ими обмениваться и не всегда понимают друг друга. При этом ситуация с водой в регионе зависит от всех стран — водные ресурсы тесно взаимосвязаны.

Ледник в горах, фото Pixabay.com
Ледник в горах, фото Pixabay.com

Чтобы не остаться без воды к концу XXI века, надо действовать уже сейчас, говорит Мартин Хельце из Фрайбургского университета (Германия). Рассчитанный пока на четыре года проект Глобального экологического фонда должен объединить соседей, научить их обмениваться данными, собрать всю информацию и разработать национальные стратегии по сохранению снега, ледников и вечной мерзлоты.

«Нам нужно создавать качественные прогнозы на будущее и контролировать процессы. Если ты в модель загружаешь мусор, то есть плохие данные, то и на выходе также получаешь мусор. Поэтому нужны хорошие временные данные исследований», — говорит Хельце.

Для их получения странам региона необходимо устранить кадровый голод.

«Нужны хорошие образованные специалисты, которые могут проводить подобные наблюдения, которые имеют научную подготовку для проведения наблюдений. Это один из фундаментов, над которым мы работаем: чтобы были люди, которые имеют достаточно богатый опыт не только в изучении криосферы, но и в целом в работе в горной местности», — говорит немецкий учёный.

Для этого в рамках проекта будет обучать специалистов — как на новых кафедрах, так и на специальных тренингах. Деньги на программу выделяет не только Глобальный экофонд, но и сами государства: 6 млн долларов от фонда плюс 13 млн от участников. 

Диана Арипханова, фото Orda.kz
Диана Арипханова, фото Orda.kz

Как рассказала специалист проекта Диана Арипханова, в 2021 году в регионе уже создали организацию для наблюдения за криосферой — Гляциологический центр в Алматы. При этом он открылся спустя шесть лет после достижения договорённостей. 

«Сейчас мы хотим создать региональную платформу. Чтобы учёные могли легко обмениваться данными, и на их основе специалисты и госструктуры принимали решения, чтобы общественность тоже была информирована, и прогнозы по воде стали более точными. В идеале мы надеемся на создание региональной организации», — говорит Арипханова.

Как показали катастрофические последствия паводков в регионах Казахстана, наладить работу необходимо и между ведомствами, чтобы подобное больше не повторилось. Слишком часто большая вода весной потом заканчивается её острой нехваткой летом. Об этом Orda.kz говорила с гидроинженером Жанаем Сагиным. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости