Не ловит связь, нет интернета: почему так и что делать потребителям?

cover Коллаж: Orda.kz

Что происходит с интернетом и связью в самом густонаселённом городе Казахстана и его окрестностях? Жители Алматы и агломерации до сих пор живут «вне зоны доступа». Корреспондент Orda.kz выяснил проблему низкого качества мобильной связи.

Когда речь заходит о качестве сотовой связи и мобильного интернета, с большой долей вероятности пользователи обвинят сотового оператора. Оно и понятно: услуги должны соответствовать требованиям и заявленным показателям. В то же время сотовые компании жалуются на распространённый фактор, не связанный с техническими возможностями – радиофобия. Но суть немного в другом.

(Не)монополия

Для начала нужно понимать, в Казахстане функционируют следующие сотовые операторы:

  • АО «Кселл» с торговыми марками Kcell и Activ, контрольный пакет акций принадлежит АО «Казахтелеком»;
  • ТОО «КаР-Тел» с торговыми марками Beeline, Beeline Business и izi – дочерняя компания российского холдинга «Вымпел-Коммуникации»;
  • ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» с торговыми марками Tele2 и ALTEL, владеет АО «Казахтелеком».

Получается, что рынок во многом занимает одна группа. Кроме того, все сетевые шлюзы принадлежат, регулируются и обслуживаются этой телекоммуникационной компанией. Но сейчас мы поговорим конкретно о Tele2 и Altel. Но это не означает, что у других операторов совсем нет проблем. Читатели Orda.kz обратились с конкретными претензиями именно к этому игроку на рынке.

Если коротко, большинство абонентов испытывают трудности с мобильным интернетом и качеством связи в последние несколько месяцев. В частности, 8 сентября в 18:00 в редакцию стали поступать сообщения, что мобильный интернет от Tele2 не работал в Медеуском, Ауэзовском, Бостандыкском и Турксибском районах. На приборах при включенных сотовых данных не было индикаторов. У некоторых пользователей отображался давно забытый значок «Е», а функция «VolLTE1» отключилась полностью.

Приблизительно через два часа работа сервиса полностью восстановилась. Но что это было? За ответом мы обратились в пресс-службу компании Tele2.

Быть или не быть

Выяснилось, что глобальных проблем в сети в этот период не было. 

«Мы проверили все данные за указанный период. Отключения услуг в Медеуском, Ауэзовском, Бостандыкском и Турксибском районах не было. Для детального анализа необходимы номера абонентов, время, проблемные локации. При этом стоит отметить, что наши системы отслеживания состояния сети фиксируют все инциденты», – ответили в пресс-службе Tele2.

Нам также сообщили, чтобы на ежедневной основе проводят работу по улучшению качества предоставляемых сервисов абонентам, специалисты порой проводят технические работы. Это нужно для увеличения ёмкости сети и снижения нагрузки.

«Не останавливаемся, запускаем новые базовые станции для улучшения радиопокрытия, а также внедряем новые технологии и проводим настройку параметров для предоставления лучшего сервиса нашим абонентам. Для оперативного решения возникающих инцидентов в сети технический департамент ведёт круглосуточный мониторинг и устранение проблем», – добавили в компании.

Впрочем, чтобы всё было идеально, нескольких ретрансляторов здесь вряд ли будет достаточно. Только на один жилой комплекс нужно как минимум 3-4 устройства по передаче данных. Мобильные операторы выжидают, пока, к примеру, 70% жильцов ЖК не согласятся на установку антенны.

Фото: Orda.kz

Делу время

Базовая станция, по нашей информации, стоит около 100 млн тенге. Её установка – процесс длительный и сложный, занимает от 4 до 9 месяцев. Срок отсчитывается от даты заключения договора аренды крыши или участка земли. Но качественного Wi-fi все равно "не поймаешь". На это есть несколько причин.

Во-первых, законодательно не предусмотрены жесткие требования по качеству интернета. Во-вторых, 90% сетей телекоммуникаций основаны на радиорелейной линии и по воздушным каналам связи. На резонный вопрос "доколе" ответил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин в конце 2020 года. Ситуация особо не изменилась. Впрочем, есть ещё один нюанс.

Именно из-за того, что в обществе активно муссируются антинаучные теории, связанные с радиофобией, мобильные операторы месяцами или годами не могут преодолеть этап аренды места под установку оборудования.

«Есть целые районы, где «радиофобов» не удается переубедить, а другие жители страдают от недостаточности покрытия», – дополнили в пресс-службе компании. 

Базовая станция. Фото: Orda.kz

Сколько жителей может покрыть одна станция? По данным оператора, точное число зависит от множества факторов:

  • тип местности;
  • плотность застройки;
  • количество абонентов конкретного мобильного оператора в каждой локации;
  • используемые абонентами технологии радиодоступа (GSM/UMTS/LTE);
  • модель поведения абонентов – активная закачка посредством мобильных данных или использование Wi-Fi в качестве основной сети для передачи данных.

«В совокупности можно получить более-менее точные значения. В целом, одна рабочая станция сети может покрывать населенный пункт как с 250+ человек, так и работать в городе с несколькими тысячами абонентов», – обозначили специалисты оператора связи.

Бизнес-фактор

С каждым днём пользователей становится больше. Причём, за три года совокупный трафик в сети этого оператора перешагнул отметку в пять эксабайтов. Для понимания: 11 миллионов фильмов в формате 4K удобно разместятся на устройстве хранения емкостью лишь 1 ЭБ. 

«Меняется парадигма и ландшафт использования интернета. Мы постоянно продолжаем развивать и модернизировать сеть. Это очень важно, так как нагрузка постоянно растет. Мировая тенденция и данные по нашей стране, говорят об одном – с каждым годом все больше и больше растет потребление интернет-трафика. Пандемия только ускорила прогресс в этом направлении. То есть, в разы увеличилось количество сервисов, а, значит, и возможностей решать различные задачи посредствам интернета. Здесь самое важное – растет потребление, так называемого трафикоёмкого контента: видео, онлайн игр. Это огромная нагрузка на сервисы операторов», – объясняет поставщик услуг.

Аналитики подтверждают, что лидером трафика стал YouTube, а за ним – социальные сети. Поэтому бизнесменам приходится думать наперед.

Нарушения есть

К слову, за операторов Kcell и Tele2 сейчас тщательно взялись в Агентстве по защите и развитию конкуренции, причина — монопольно высокие цены на услуги мобильной связи. Расследование началось после многочисленных жалоб. АЗРК проанализировало тарифы на связь и мобильный интернет за два года.

Оказалось, что за период 2020-2021 года Kcell установил завышенные цены: в среднем 756 тенге за связь и 1765 тенге за интернет. Tele2 отличился стоимостью SMS-рассылок. В среднем тарифы на SMS увеличились на 14% за 2021 год.

Фото: pixabay.com

В целом, судя по комментариям и обращениям потребителей к операторам связи, основная часть жалоб связана с работой мобильного интернета. Небольшой процент пользователей сообщает об отсутствии сигнала и других проблемах.

И это на фоне того, что 11 июля Касым-Жомарт Токаев подписал закон, который позволит штрафовать операторов за предоставление пользователям услуг связи, не соответствующих стандартам, техническим нормам и показателям качества.

Что делать?

Теперь при выявлении нарушений операторы связи вместо 100 МРП (306300 тенге) будут оштрафованы на 1000 МРП (3 млн 630 тыс. тенге), а в случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа увеличится до 1500 МРП (4 млн 500 тыс. тенге).

Для проверки операторов казахстанцам необходимо направлять официальное обращение в адрес Комитета телекоммуникаций (МЦРИАП) либо его департамент через портал «электронного правительства», системы подачи обращений «Е-Оtinish» либо в бумажном виде.

В обращении нужно обязательно указать предмет жалобы, наименование оператора связи и точный адрес заявителя и время, где необходимо провести проверку.

Кстати, в независимых исследованиях, Казахстан – 90-ый по скорости интернета из 182 стран.

К слову, у абонентов "Казактелеком" перестаёт работать домашний стационарный телефон. Оказалось, по всему Казахстану ведутся работы по переподключению квартир на оптоволокно. Теперь телефоны будут работать от модема, а не от медного кабеля. Но как это скажется на качестве связи, не вызовет ли это дополнительную нагрузку? Эти вопросы мы поднимем в следующей статье.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости