Что означает слово «зэк»: в Алматы возобновился суд по делу блогеров Кушеева и Каримова
Коллаж: Orda.kz
В Алматы прошло первое заседание второго главного судебного разбирательства по делу блогеров Дамира Кушеева и Руслана Каримова. Orda.kz рассказывает, что же на нём было.
Предыдущее судебное разбирательство по делу блогеров прекратилось 15 октября, после того как выяснилось, что один из присяжных заседателей попал в больницу. А за день до этого судью Бахитхана Бакирбаева увезли на скорой. В итоге решили набрать новый состав присяжных, назначить на процесс нового судью и вообще начать всё заново.
Формально процесс возобновился через две недели после приостановки — 29 октября. В тот день новая судья Гаухар Шалабаева объявила об отборе присяжных. В ноябре были ещё два заседания без присутствия СМИ. И вот 19 ноября процесс полноценно возобновился.
Напомним суть дела. Блогеров Дамира Кушеева и Руслана Каримова, а с ними предпринимателей Андрея Белянского и Курмангазы Айтмуканова судят по обвинению в вымогательстве. По версии следствия, они требовали у бизнесмена Бахтияра Блаева 10 миллионов тенге и отказ от претензий к бывшей жене Айтмуканова ещё на 20,5 миллиона. По версии следствия, взамен Кушеев должен был удалить из интернета компрометирующее видео с Блаевым. Подсудимые вину отрицают, а процесс называют местью Айтмуканову со стороны Блаева. Дамира Кушеева обвиняют ещё и в даче взятки полицейскому Эльдару Серикову, что блогер тоже отрицает.
Первое заседание второго главного судебного разбирательства можно назвать днём ходатайств. Касались они преимущественно приобщения к делу аудио- и видеоматериалов плюс вызова в суд новых свидетелей. Среди последних, в частности, сторона защиты ходатайствовала о вызове в суд отца и сестры Бахтияра Блаева. Почти все, включая гособвинителей, высказались за, кроме самого Блаева и его адвоката. Объяснили они это тем, что отец бизнесмена недавно перенёс две операции и находится на реабилитации, а сестре всего 18 лет и у неё сложное психологическое состояние. Подсудимый Андрей Белянский по этому поводу высказался, что когда его арестовывали, он тоже был после операции. В итоге судья Шалабаева оставила ходатайство открытым, не встав ни на чью сторону.
Что же касается приобщения аудио- и видеоматериалов, то небольшой спор возник вокруг видео, которые к делу попросил приобщить адвокат Кушеева. Два из них — это ролики из тиктока, выложенные в августе 2023 года. Они касаются кражи самоката, из которой выросло обвинение во взятке полицейскому. Ещё три — это видео поездки Кушеева за Блаевым, их общение на заправке и ожидание последнего у ворот колонии-поселения, куда его отправили по решению суда. Именно ролик у стен колонии вызвал полемику.
На видео звучит слово «зэки». Оно-то и стало камнем преткновения. Судья одобрила ходатайство о приобщении этих видео к делу, но с оговоркой:
«Учитывая факт, что это уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, запрещено каким-либо образом употреблять слова, которые могли бы задевать честь и достоинство участников процесса. В данном случае как подсудимого, так и потерпевшего. Но в одной из аудиозаписей шла речь о том, что „зэки должны сидеть“, „что за хостел“, были слова, что потерпевший судим. Ввиду того, что эти слова могут порочить честь и достоинство потерпевшего, именно эту запись мы приобщим, но присяжным заседателям будем показывать без звука».
Это вызвало недопонимание со стороны обвиняемых. Адвокат Кушеева и сам блогер стали доказывать, что слова, сказанные на видео, никого не оскорбляют.
«Кто такие зэки? Зэка — это аббревиатура: заключённый, этапируемый конвоем. Мы сейчас заключённые, вот конвой, нас этапируют. Оскорбления нету, это факт!»сказал Дамир Кушеев.
Судья же настаивала, что слово зэки в дальнейшем могло повлиять на самого подсудимого, так как присяжные могут растолковать его неправильно. В итоге всё-таки выяснилось, что убирать звук Гаухар Шалбаева предлагала не на всём ролике, а именно на тех словах, которые она упомянула. С таким вариантом согласился и сам Кушеев, на чём спор был закончен.
Все эти ходатайства заявлялись до появления в зале присяжных заседателей. А когда они в зале всё-таки появились, то оказалось, что одного не хватает. Как выяснилось, у одной из присяжных умер близкий родственник и она уехала на похороны в другой город. Судья предложила два варианта: заменить отсутствующую присяжную или перенести следующее заседание на пятницу. Большинство участников процесса высказались за перенос. К тому же, сама присяжная обещала быстро вернуться в Алматы. На этом первое заседание второго главного разбирательства по делу блогеров закончилось.
Читайте также:
Лента новостей
- В Шанхае часть дороги обрушилась во время строительства метро — видео
- Ветер и туман: прогноз погоды на 13 февраля
- Всемирный банк готов шесть лет выделять Казахстану до миллиарда долларов ежегодно
- Приговор «лидеру Хуторских» Хасану Касымбаеву оставили в силе
- В отношении FlyArystan начали расследование из-за платы за перевес ручной клади
- «С долларом всё прекрасно. Это тенге укрепляется». Финансист Рысмамбетов — о будущем нацвалюты
- Избиение блогера в Атырау — вынесен приговор
- «Не нужно искать чёрную кошку в тёмной комнате»: экс-замгенпрокурора об убийстве Сарсенбаева
- 76-й Берлинский кинофестиваль: фильм открытия из Афганистана и женский десант из Казахстана
- В министерстве нацэкономики объяснили, почему выросли платежи за комуслуги
- Собаку привязали к машине и протащили по дороге
- Алматинка с ребёнком упала с 18 этажа: почему полиция закрыла дело
- Во время Рамадана казахстанцы меньше ищут контент 18+
- Стало известно, во сколько казахстанцам обойдётся референдум по Конституции
- Осуждённый за пытки экс-генерал Кудебаев не подпадёт под амнистию
- Меняла адреса и места работы: алматинца наказали за сталкинг бывшей жены
- Казахстанцы вступают в брак всё реже
- Референдум 2026: почему нельзя проголосовать онлайн
- Экоактивистка добилась победы в суде над депутатом маслихата по роще Баума
- Ректор алматинского вуза, осуждённый за миллиардные хищения, вышел по амнистии



