«Чисто из благих намерений»: вице-министр о продаже уральского завода «Зенит» турецкой компании

cover Фото zenit.kz

Турецкая строительная компания хочет купить 85 % уральского завода «Зенит» в обмен на инвестиции в строительство судоверфи на Каспии. Вице-министр промышленности и строительства Азамат Бейспеков рассказал, зачем судостроительное производство хотят отдать иностранцам.

Сотрудники завода «Зенит» написали открытое письмо на имя президента. Они считают, что, несмотря на необходимость строительства судоверфи для крупнотоннажных судов, продажа мажоритарного пакета акций уральского предприятия противоречит интересам компании, ее работников и государства.

Бывший генеральный директор «Зенита» Вячеслав Валиев назвал позицию Министерства промышленности и строительства «антигосударственной и направленой на уничтожение отечественной промышленности».

Скриншот zenit.kz

Читайте также:

У нас нет желания просто продать завод

Вице-министр промышленности и строительства Азамат Бейспеков в разговоре с корреспондентом Orda.kz объяснил: Казахстану необходимо построить судоверфь на Каспии. При этом в ведомстве переживают, что АО «Уральский завод "Зенит"» не сможет конкурировать с новым производителем.

«У нас нет желания просто продать завод. Мы понимаем, что успешно работающий завод должен сохранять мощность. Нас никто не заставляет идти в компаньоны к тем, кто строит судоверфь. Когда они построят ее и организуют производство, наш завод "Зенит" может остаться не у дел. Новая компания будет находиться на берегу Каспия, а Урал сейчас мелеет. Я был на заводе "Зенит" 11 ноября, встречался с коллективом. После переговоров значительная часть сотрудников поддержала мои предложения. Задача не в том, чтобы продать завод, государство много дохода не увидит от этого. Главное — обеспечить "Зениту" такую кооперацию, чтобы он был на длительное время загружен», —  сообщил Бейспеков.

Азамат Бейспеков / Фото: gov.kz

Как выяснилось, у уральского завода «Зенит» есть заказы на следующий год и часть 2025-го. Что будет дальше с объемами производства, неизвестно. 

«Я понимаю позицию заводчан, встречался с ними и разговаривал. Я сказал при встрече: "Хорошо, если вы сейчас скажете "нет", мы снимаем вопрос продажи. Никакого инвестора не будет. Но давайте тогда договоримся, что через три-четыре года вы не будете говорить, что у вас нет заказов". Если сейчас построят современный завод на берегу Каспия, то мы не заставим наших силовиков заказать корабль по технологиям "Зенита". Чисто из благих намерений начали рассматривать этот проект», объяснил Бейспеков.

По данным вице-министра, за столько лет у уральского предприятия были проблемы с инвестициями. При этом любое производство требует обновления производственных фондов, модернизации и расширения производственной линейки.

«Чем завод интересен инвестору? Мы открыто разговаривали с представителями турецких компаний, которые приезжали. Они говорят, что при наличии "Зенита" им надо будет меньше совершать капиталовложений на Каспии. Они будут использовать производственные мощности уральского завода, сплавлять на Каспии суда и там производить окончательную сборку. За столько лет как таковых инвестиций в завод не было».

Продавать будем на конкурсных условиях

Вице-министр Азамат Бейспеков уточнил, что у государства нет обязательств перед турецкой компанией YDA Group. Вопрос реализации акций вынесут на рассмотрение госкомиссии по модернизации экономики при премьер-министре. Если там примут положительное решение, правительство проведет конкурс на общих условиях. 

«Не будет такого, что мы продадим в одни руки и не будем рассматривать альтернативу. YDA Group — не судостроительная компания, она инвестор. Основной партнер, на которого мы делаем упор, ASFAT. Лучше 74 % продать, тогда у нас будет пакет, который может блокировать любые решения иностранного инвестора. Все условия прописываются в учредительном договоре. Можно и с 1 % блокировать»,
сообщил вице-министр.
Скриншот zenit.kz

Правительство при продаже мажоритарной части акций уральского завода планирует выставить перед новым владельцем два условия: сохранение профиля деятельности и количества сотрудников. 

«На одних словах далеко не уедешь. Поэтому нужно прописывать это все в договоре при реализации. Я на заводе сказал коллективу сформировать требования к инвестору. В моем понимании это минимальные требования, которые мы можем сразу прописать: сохранение рабочих мест, вложение в модернизацию, сохранение направленности завода, что он судостроительный и действует в интересах оборонной способности страны. Никто не вечен, но обязательства, прописанные на бумаге, должны выполняться». 

Чиновник надеется на недавно созданный Фонд оборонно-промышленного комплекса для поддержки и модернизаций предприятий. Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости