Турецкая компания YDA Group хочет купить казахстанский завод. Почему наши рабочие против?

cover Фото zenit.kz

Турецкая строительная компания YDA Group предложила правительству Казахстана продать ей 85 % акций уральского завода «Зенит». Пока в Министерстве промышленности и строительства рассказывают о преимуществах иностранного владельца, сотрудники завода всерьез обеспокоены. Orda.kz разбиралась в ситуации.

Завод создали в 1921 году в Ленинграде под кодовым наименованием «Завод-231» или «Почтовый ящик-38». Предприятие перенесли в Уральск после начала Второй мировой войны. Это единственное в Казахстане предприятие, удостоенное ордена Отечественной войны I степени. В 1966–1991 годах оно официально носило название «Машиностроительный завод имени К. Е. Ворошилова». В 1996 году его преобразовали в акционерное общество.

АО «Уральский завод "Зенит"» выпускает кораблестроительную продукцию: скоростные катера, ракетно-артиллерийские корабли «БАРС — МО» и проходные патрульные катера «Айбар».

Скриншот zenit.kz

Владелец 100 % акций уральского завода «Зенит» — АО НК «Казахстан инжиниринг» (Kazakhstan Engineering), а оно принадлежит государству. Общая площадь завода — около 21 гектара. Работают на «Зените» около тысячи человек. В этом году завод пополнил госказну на сумму более миллиарда тенге.

Скриншот kgd.gov.kz

Как турецкий оборонный комплекс заинтересовался казахстанской компанией

В июне стало известно, что казахстанский завод «Зенит» подписал договор с турецкой оборонной компанией ASFAT и предприятием YDA Group. Речь шла о строительстве боевых кораблей для морского флота Казахстана.

«Соглашение включает в себя проектирование и строительство морских транспортных средств, коммерческих судов и основных боевых кораблей для казахстанского флота»,  писали СМИ.

Через месяц история обогатилась новыми красками. Представители компании, аффилированные с минобороны Турции, встретились с сотрудниками завода и на тот момент министром индустрии и инфраструктурного развития Маратом Карабаевым(сейчас министр транспорта — прим. ред.). Чиновник сообщил о намерении передать «Зенит» компании YDA Group в обмен на инвестиции в строительство судоверфи на Каспии. А уже 13 октября на совещании раскрыли еще более интересные подробности — государству останется миноритарная часть или 15 % акций.

Работники против

С предложением передать турецкому производителю 85 % акций завода не согласились сотрудники «Зенита». Они написали открытое письмо на имя Касым-Жомарта Токаева: 29 человек, среди которых — бывший гендиректор предприятия Вячеслав Валиев, заместители директора предприятия и начальники отделов.

Скриншот открытого письма

По мнению работников, несмотря на необходимость строительства судоверфи для крупнотоннажных судов, продажа мажоритарного пакета акций завода противоречит интересам компании, ее работников и государства.

«Строительство верфи — независимый от деятельности завода "Зенит" процесс. Взаимодействие в будущем между заводом и верфью может строиться в гражданско-правовой плоскости на договорных отношениях», отметили сотрудники уральского завода.

Активисты переживают, что с передачей завода иностранному владельцу они не смогут выполнить мобилизационный заказ, если введут особое положение. «Зенит» перестанет быть нацпроизводителем. 

«Любой приходящий инвестор заинтересован в прибыли, а государственный оборонный заказ большой прибыли не приносит. Чтобы не работать в убыток, новый собственник начнет "оптимизировать" производство, уменьшая и постепенно ликвидируя военную специализацию предприятия. В результате государство лишится очередного оборонного предприятия»,  написали рабочие.
Скриншот открытого письма

Подписавшиеся назвали приемлемым вариантом сотрудничества с турецкими компаниями создание совместного предприятия. За 30 лет на заводе сдали в эксплуатацию 34 катера и корабля. Предприятие обеспечивает техническое облуживание, чтобы суда всегда находились в боевой готовности.

Какие «плюшки» получит Казахстан и завод от турецких инвесторов?

Покупку 85 % акций завода обсуждают турецкие предприятия совместно с Министерством промышленности и строительства. В ведомстве считают, что 15 % государству хватит, чтобы не позволить новому владельцу ликвидировать или перепрофилировать компанию. Решение вопросов, которые затрагивают нацинтересы, остается за правительством. 

Скриншот zenit.kz

В Минпроме коллективу АО «Уральский завод "Зенит"» рассказали о перспективах предприятия, если мажоритарная часть достанется турецкому Askeri Fabrika ve Tersane Isletme A. S. (ASFAT) и YDA INSAAT SANAYI VE TICARET ANONIM SIRKETI (YDA)

«Кооперация завода с судоверфью позволит наладить строительство малогабаритных судов, производство деталей и секций для сборки крупнотоннажных судов на стапелях (сооружение для постройки или ремонта торгового судна или военного корабля и его спуска на воду — прим. ред.) верфи. Обеспечит трансферт технологий и оборудования, разработку конструкторско-технологической документации. Организует производство надводных судов различной модификации, поставку необходимых товаров для комплектации продукции судостроения, обучение инженерно-технических работников и судостроителей, совершенствование технического обслуживания кораблей, развитие перспективного направления проектирования и строительства беспилотных надводных судов и платформ для военных целей»,  рассказали в министерстве. 

Правительство при продаже мажоритарной части акций уральского завода планирует выставить перед новым владельцем два условия: сохранение профиля деятельности и количества сотрудников. 

«Учитывая обеспокоенность коллектива предприятия предполагаемой приватизацией, а также утерей государством национального производителя морских судов, руководство министерства провело рабочую встречу с коллективом. На ней рассмотрели вопросы привлечения инвестора и перспективы развития "Зенита". Коллективу предложили сформировать список условий к инвестору».

«Фикция и коррупционные риски»: почему завод не выставляют на торги на общих условиях?

Бывший генеральный директор «Зенита» Вячеслав Валиев рассказал корреспонденту Orda.kz, что при продаже есть некоторая поспешность не только с турецкой стороны, но и с казахстанской. После подписания договора о намерении чуть ли не на следующий день премьер-министру Алихану Смаилову поступило письмо с просьбой продать уральский завод компании YDA Group. А в АО НК «Казахстан инжиниринг» от руководства завода чуть ли не потребовали «ускорить снятие режимности».

«Прямая адресная продажа контрольного пакета акций и лоббирование интересов конкретных турецких компаний казахстанскими чиновниками несет высокие коррупционные риски. Необходимо проведение антикоррупционной экспертизы как подписанного между заводом и Kazakhstan Engineering, с одной стороны, и турецкими компаниями ASFAT и YDA Group, с другой, протокола о намерениях, так и других решений, принимающихся по этому вопросу. А выборы потенциального инвестора для строительства верфи следует провести на основании международных конкурсных процедур»,  рассказал Валиев. 

Валиев, когда был зампредседателя ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса, задался вопросом: зачем строительной компании YDA Group уральский завод, производящий военные корабли? По мнению бывшего гендиректора, позиция Минпрома «антигосударственная и направлена на уничтожение отечественной промышленности, что в итоге подрывает и ослабляет страну».

«Если привлечение компании к строительству судоверфи на Каспии логично и понятно, то продажа 85 % акций завода вызывает недоумение и обоснованное беспокойство утратить очередное предприятие "оборонки". А на земельном участке в центре Уральска могут построить торгово-развлекательный центр или элитную недвижимость. Странно, почему чиновники не задумываются об этом, когда призывают отстаивать интересы собственной страны»,  объяснил экс-гендир АО «Уральский завод "Зенит"».

Вячеслав Валиев отметил, что 15 % акций не помогут государству сохранить права управления предприятием, назвав это фикцией. Он также объяснил, что «блага, описываемые Министерством промышленности и строительства», завод получает и так, без иностранного участия.

Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости