Чем "младотюрки" лучше "болашаковцев"? Интервью с экс-главой "КазМунайГаза" Сериком Буркитбаевым

cover Фото: Orda.kz

Новые министерства и кадровые перестановки последовали после обращения Касым-Жомарта Токаева 1 сентября. 

Экс-глава "КазМунайГаза" рассказал главному редактору Orda.kz Гульнаре Бажкеновой о том, что сделал бы, окажись сейчас на месте министра, и как решил бы водную проблему, а также поделился мнением по поводу важности строительства европейской ж/д колеи для Казахстана и чем "младотюрки" лучше "болашаковцев". Об этом и не только – в новом эксклюзивном интервью Серика Буркитбаева.

Выпуск можно целиком посмотреть на нашем YouTube-канале. Здесь мы приводим его интересные фрагменты.

Про кризис в инфраструктуре

Гульнара Бажкенова: Серик Минаварович, в первую очередь хотела бы обсудить создание новых министерств, потому что сразу треть министерств реорганизованы, но созданы принципиально новые – водных ресурсов и ирригации и vинистерство транспорта. В советское время они были, потом их упразднили. Как вы считаете, это даст более эффективное управление? 

Серик Буркитбаев: Понятно, что сегодня ситуация с водой "перезрела", ситуация с логистикой (транспортом) – просто в критическом состоянии. Мы декларировали уже сколько лет и тысячелетий: Казахстан был страной транзита. Почему Шёлковый путь умер? Окрылся обходной путь по морю. Помните, как первые каравеллы приплыли в Китай, и всё. Наши предки расслабились, почувствовали, что держат "за одно место" весь мир, снимают таможенную пошлину и, извиняюсь, кайфуют. Вся эта история связана с тем, что мы потеряли источник дохода и наша экономика провалилась. Регион провалился с точки зрения цивилизации, развития… Так сложилось, что у нас появился второй исторический шанс получить большой транзит. Начиная с конца 90-х был сделан большой прогресс – создание Нового Шёлкового Пути. Мы сильно продвинулись, но за последние десять лет мы всё потеряли.

ГБ: В чём мы продвинулись и что потеряли? Продвинулись, когда построили дорогу Китай – Западная Европа"? 

СБ: Фактически мы начали это делать. Тогда мы были ограничены в выборе стандартов, маршрутах.... Мы, Казахстан, находимся в суперпривилегированном положении: середина континента, нас трудно обойти (и горы есть, и маршруты, и политика) – супер! Что мы сделали? Тут нужно понимать, почему я хочу предвосхитить ваш вопрос "зачем создавать министерство транспорта?"... Конечно, оно нужно, его вообще не надо было ликвидировать. Большой вопрос, почему это произошло.  

ГБ: Почему? Причём давно же ещё уже. 

СБ: Потому что создали "Самрук-Қазыну"! В чём её роль? Это же тоже хозяин, он держит 100% акций национальных инфраструктурных компаний… Причём тут министр? Зачем нужны министерства вообще? Сегодня мы понимаем, зачем был создан нацхолдинг. Это способ приватизации всего и вся, что осталось в Казахстане полулегитимным путём. Куда мы идём? Давайте закроем правительство, пусть будет "Самрук-Қазына". Сегодня "горит тема"... Ну давайте тогда создадим 350 министерств, потому что у нас всё горит – отопление, канализация, дороги. Нужно решить принципиальный вопрос…

ГБ: Какой? 

СБ: Кто управляет.

ГБ: Ну, "Самрук-Қазына"... После Қантара полтора года прошло. Что, его взять так просто и ликвидировать? 

СБ: Мы же сейчас в такой ситуации, что нужно принципиальное решение. Ваше политическое сообщество говорит так: "Назарбаев ушёл, пришла новая команда"... А что поменялось? Или, что, они хотят сохранить "Самрук-Қазыну", чтобы уже по-своему приватизировать оставшиеся нацкомпании? 

ГБ: Вы считаете, что "Самрук" надо ликвидировать?

СБ: Нет, не считаю. Или надо закрыть правительство! – "Боливар не вынесет двоих". Такой бардак создаётся. 

ГБ:  Нацкомпании, правительство – это уже как "чиновник", нечто другое. А "Самрук", там замысел же был, чтобы это работало как бизнес… 

СБ: Давайте поймём: стране нужна инфраструктура, всё развалено. Это, что, бизнес?  

ГБ: "Қазақстан темір жолы" – бизнес, Air Astana – бизнес, Qazaq Air – бизнес…

СБ: Почему? 

ГБ: А чем они должны быть? 

СБ: Это инфраструктурные компании, которые обеспечивают жизнедеятельность нас с вами. 

ГБ: Ну они при этом должны быть прибыльными, рентабельными? 

СБ: Они должны быть прибыльными с точки зрения эффективности и функционирования. Их прибыльность должна заключаться в том, чтобы обеспечивать нормальное функционирование страны. Если мы сейчас всё сделаем прибыльным, то поездка в автобусе будет стоить две тысячи тенге. Например, воссоздают "новое" министерство (допустим, транспорта)... почему его ликвидировали? Да потому, что надо было правильно приватизировать транспортные компании! 

Для того чтобы создать министерство транспорта (я считаю, актуальная тема), давайте сначала правительство создаст национальную программу, что это министерство должно делать. Потом будет конкуренция идей. Пусть два-четыре человека или инициативные группы предложат эту программу. 

Мы же сначала назначаем министра, который не знает, куда его назначили. Вот назначили в водное хозяйство акима Жамбылской области… (* Нуржана Нуржигитова – Прим. ORDA)

ГБ: Видимо, логика такая, что он только что пережил кризис летом… 

СБ: И, что, теперь мы акима Экибастуза назначим министром коммунального хозяйства? Это тупик! У нас же суверенная страна. Давайте сначала сделаем национальную программу или пусть там два-три кандидата в министры выступят со своим видением отрасли. Пусть народ проникнется, что он понимает, он харизматичный… 

ГБ: Давайте, если бы вас назначили министром транспорта…

СБ: Уже был. С 1996 года был руководителем "Казахтелекома", а с 1998-го по 2000-го работал министром транспорта. 

ГБ: Что вы делали и какие у вас были задачи? 

С.Б.: Я в шесть утра начинал совещание с того, есть ли у нас самолёты, не истёк ли у них срок годности и есть ли у нас авиакеросин для нормальной отправки рейса Алматы – Астана. Это была оперативная деятельность, но потом всё отдали "Самрук-Қазыне". 

ГБ: А министерство теперь должно больше стратегией заниматься. Может, правильно это? Ну не должен министр с утра проверять, есть керосин или нет. 

СБ: Я согласен, но вы сделайте… Пусть будет "Комитет транспорта". Не важно как называется, дайте полномочия. 

ГБ: У нас ещё психологически, когда создают министерство, министерский портфель в нашем менталитете даёт больше полномочий, а у директора комитета их никогда не будет.

СБ: Если 100%  акций принадлежат "Самрук-Қазыне", при чём тут министр? 

Про водные ресурсы и "Великий Туран"

ГБ: Как вы считаете, оправданы ли самые страшные предсказания нашему региону остаться без воды? 

СБ: Воспользуюсь случаем, поскольку моё хобби – история и археология нашего региона. Недавно турецким друзьям изложил идею "Великой реки Туран". Они офигели: "Как это? Синхронно с Эрдоганом?"

 Я говорю: "Это техническое основание". Лет 30 хобби занимаюсь… То искал, как Иссык-Куль отделился от реки Шу, потом не мог понять – Балхаш же река! Видно, что русло, но 30 километров Шу не доходит, резко поворачивает на запад и впадает в Сырдарью (не доходит до Сырдарьи – Прим. ORDA). Вот это место, оно всегда меня интересовало. Я даже одно время, когда руководил проектным институтом, послал туда ребят побурить, и мне нашли три протоки. То есть в историческом видении Балхаш впадал в Шу, а та доходила до Сырдарьи. Далее идёт Жанадарья, там уже озеро Саракамыш, Узбой, и всё это впадало в Каспий. Это и есть "Великий Туран". Я восстановил русло этой реки. После этого поехал в Алматы и Астану, написал и разослал пять писем – ноль реакции.

Про новые кадры

ГБ: Что касается кадровой политики: назначены новые министры, давайте не будем их всех перечислять, но до нашего интервью вы высказались не очень об их назначениях.

СБ: Я их не знаю! 

ГБ: Как вы тогда можете их судить?

СБ: Без личностей. Концептуально. 30 лет жизни я в руководстве нацкомпании работал хорошо. После развала Советского Союза у нас было три пертурбации власти: первая – когда страна развалилась и новый президент назначил правительство (через три года он его разогнал, пришло правительство Кажегельдина и "младотюрки"), потом пришли "болашаковцы". Далее пришёл Токаев. Победил. Қантар. Он назначает новое правительство, то есть берёт юридическую и моральную ответственность на себя. Давайте сравним. Я не ратую за "младотюрков", хоть и отношусь к ним. Почему старый президент не родственников назначил, не приближенных? 

ГБ: На тот момент куда родственников было назначать? Тогда работать надо было, поднимать всё со дна. 

СБ: Кого Назарбаев взял в правительство? Он набрал тех, кто сам поднялся в это сложнейшее время и создал успешный бизнес. Когда меня назначили, я не знал, где находятся "Казахтелеком" и министерство связи, но, оказывается, с ними конкурировал. А сейчас кого назначили? Один мой друг сказал: "Понимаешь, "болашаковцы" жили в казахской среде, числясь в известных университетах. Они "не проросли". Не впитали международную психологию, культуру, связи, менталитет и вернулись сюда. В кармане диплом, опыта работы нет. Ну ребята, пошлите их на пять лет на периферию! Сейчас люди принимают решения, не зная, как работает электростанция. 

ГБ: Согласна. Когда начали молодых министров назначать (Зульфия Сулейменова, Асхат Оралов), почему нельзя было их поставить начальником комитета, отдела – пусть растут! Ну видите, вас тоже сразу из бизнеса назначали, но это было другое поколение, другое образование – советское. Вот вы окончили МИФИ, у нас сейчас даже специалистов нет таких технократических… Совершенно другое образование. 

СБ: Каждый из "младотюрков" с нуля создал бизнес, выстоял в бардаке 90-х и построил компанию. 

ГБ: Я спрашиваю вас про сегодняшний день и вы противопоставляете, как будто бы Токаев сейчас тоже должен пойти этим путем. Сейчас ситуация другая – нет таких "младотюрков". 

СБ: Я от вас этого вопроса и ждал. Так же нельзя над страной экспериментировать! Это, что, детская игра? Сейчас вот анализирую, один из вариантов решения – поставьте советниками советских… Помните, есть аксакалы? Министра назначили – сначала утвердите его программу, его видение, заслушайте в парламенте, потом назначьте ему два-три советника из "старой генерации"... Нельзя же птенца бросать в воду! Они же не просто свою карьеру погубили, они же угробили отрасли!

Про малую родину

СБ: Я просто боюсь сейчас ехать по родным сёлам (Буркитбаев родился в селе Мерке Жамбылской области –  Прим. ORDA), потому что, когда приезжаю, все от меня ждут, что чего-то хорошего скажу и поддержу родственников. Но я уже устал, я уже на пенсии.


Лента новостей

все новости