Человек смеха и музыки: вспоминаем творчество Милана Кундеры

cover

В литературном мире не так много авторов, способных взять вас нежно за руку и провести через таинственные и увлекательные пути психологии и философии. Приоткрывать двери в неизведанное и захватывать воображение так, что вы ещё долго будете не понимать, где находитесь. В их числе – ушедший накануне из жизни Милан Кундера.

Родившийся в Брно писатель с 1975 года проживал во Франции. В своём сборнике эссе «Искусство романа» он даже опубликовал размышление о том, чешским или французским автором является.

Семья Милана принадлежала к культурной элите. Его отец – пианист и музыкальный педагог – много лет был ректором академии искусств в Брно. Поэтому в юности мальчик серьёзно учился музыке, даже брал уроки композиции, которые в дальнейшем использовал в построении литературных произведений.

«Контраст темпов для меня исключительно важен. Это одна из первых идей, которые появляются у меня в новом романе задолго до того, как я начинаю его писать».

И правда, его размышления в книгах звучат как музыка. В «Занавесе» мы не только принимаем участие в тайном диалоге с Рабле, Сервантесом, Маркесом, но можем расслышать «душу вещей». Как музыкант должен высказать душу, романист должен «заглушить крик собственной души».

Кундера часто делал вставки в виде национальных песен и использовал цитаты композиторов. В «Книге смеха и забвения» мы слышим Бетховена и отца писателя, который постепенно теряет дар речи. Вообще, это самый странный роман, который мне доводилось читать. Семь абсолютно сумасшедших новелл, объединяющихся в финале. Маркес, носороги, эмиграция, музыка, аллюзии, метафоры. Пёстрый мозаичный замес, эротический, сексуальный может стать для вас поводом посмотреть на жизнь с непривычного ракурса.

Кундера – интеллектуал, музыкант, философ, поэт в прозе, человек с иронией и чувством юмора.

Писатель, желавший, чтобы мы, читатели, раскрывали его через книги. Хранивший вне публики подробности своей частной жизни, которые «никого не касаются». Консерватор, и трудоголик с нотками французского шарма.

Любовь к шуткам, как в работе, так и в жизни мы можем наблюдать во многих его книгах. Так, в «Нарушенных завещаниях» Кундера заявляет, что жизнь романа проистекает из юмора. Когда я училась на факультете журналистики, после прочтения этой книги мы посвятили целую лекцию обсуждению фразы, в которой Кундера, быть может, и не утверждает, что Франц Кафка – писатель юмористический, но настаивает: «Кафка не страдал за нас! Он развлекался за нас!» И нашли мы тому много подтверждений.

А в романе «Шутка», темой которого стали месть на почве несправедливости и юношеского эгоцентризма, бюрократизация искусства, фаталистическое отношение, ирония считывается не сразу, однако, если кратко в уме перебрать события – она ясна как день.

Моё же любимое произведение – «Вальс на прощание», где Кундера впервые затронул сексуальную тематику и проблему незапланированной беременности. Скажу честно: когда в юности первый раз прочитала, то ничего не поняла. Мне казалось, что от книги веет безысходностью, грустью, зелёной тоской. Но уже взрослой опять к ней вернулась и пропала. Удивительный и прекрасный роман о судьбе и предопределении!

Как же чётко подметил Кундера яростное стремление женщин быть красивыми. Наивно полагающими, что только красота – залог счастья и успеха. А ранжирование женщин женщинами по признаку красоты он называет эстетическим расизмом.

Роман о человеческих пороках, как о само собой разумеющихся, низменных чувствах без тени благородства. Обязательно прочитайте!

И, конечно, меня, как и большинство людей, увлекла природа любви, измен, плотских наслаждений и таинственной случайности в романе «Невыносимая лёгкость бытия».

Бытие полно невыносимой лёгкости, потому что, каждый из нас живёт всего один раз: «Einmal ist Keinmal».

Лента новостей

все новости