Частную школу «Арай» в Алматы пытались выселить из здания

В разгар занятий летнего лагеря у входа в здание собрались десятки людей: среди них были чиновники, полицейские и родители. О том, чем не угодила частная школа «Арай» и что ждёт её 250 учеников, — в материале Orda.kz.
История бесконечно знакомая читателю: государственное имущество, дети, насильственное выселение. О том, что судебные исполнители придут утром 5 августа, стало известно накануне ночью. Директор вместе с представителями учреждения призвал родителей поддержать сопротивление. И у них получилось отстоять здание — но только на неделю.

Выгонять, нельзя оставлять
Когда мы приехали на место, рядом стояли пожарная и полицейская машины. Спасатели здесь с утра, полицейские приехали позже — и вызвали их не родители.

Сегодня здание должны были освободить по решению суда. Приехали судебные исполнители, но оказалось, что оставлять помещение никто не собирался.

Пространство заполнили мамы и папы.

И если сначала представители власти были уверены в своей правоте, то позже отступились. В учреждении было несколько десятков детей — с первого по четвёртый класс, которые пришли сюда проводить время в лагере.

Пока ни о чём не подозревающие дети играли внутри, снаружи взрослые поделились на два лагеря. Поодаль, ближе к воротам, территорию заняли представители управления государственных активов, судебные исполнители и полицейские.

Они от разговоров с журналистом отказались, настаивая, что лучше задать все вопросы в официальном порядке. Ждать ответ — пять дней. Но выбора нам не оставили. Поэтому запрос мы написали.
С противоположной стороны плотной стенкой у входа в школу стояли родители, которые оказались гораздо словоохотливее.

Все они оказались у частной школы, потому что сегодня в силу вступило решение суда, на котором представителей школы не было. И мы писали о грядущей беде в ноябре 2024 года.
- Читайте также: Акимат Алматы начал борьбу с частными школами? 250 детей вот-вот могут остаться без здания

«Мы получили уведомление о выселении. Проблема длится с 2023 года. Тогда экс-аким города Алматы Досаев принял решение об освобождении всех помещений детских садов, которые арендуются частными школами. Нам направили уведомление за 10 дней с требованием освободить здание в этот срок. Но вы понимаете, что это физически невозможно — за 10 дней собрать и вывезти всё, что связано со школой, просто нереально. Впоследствии акимат города Алматы через управление государственных активов подал на нас в суд. Мы об этом не знали. Мы узнали только тогда, когда наш адвокат поинтересовался судьбой дела, и ему сообщили, что решение уже принято. Ни наш адвокат, ни представители школы в процессе участия не принимали. Уведомлений от суда мы не получали. То есть мы узнали уже о факте — о готовом решении суда, которое удовлетворило иск управления госактивов. С тех пор мы два года боремся за то, чтобы дело было рассмотрено честно, в правовом поле, с соблюдением всех процедур. Мы подали кассационную жалобу», рассказала директор.

Суды длились бесконечно, а пока они шли, дети продолжали учиться. Апелляция встала на сторону управления государственных активов. Исполнение решения сейчас, по мнению представителей школы, невозможно — ведь прения всё ещё длятся, и суду предстоит рассматривать кассацию.
Директор школы Мира Жексенбаева подчёркивает: они не борются за то, чтобы здание им позволили арендовать вечно. Ремонт учреждения перенесли на 2026 год, и до этого периода территория будет просто бесхозно стоять.

Представители школы хотят, чтобы им позволили начать и завершить учебный год. За этот период основатели смогут взять кредит и определиться с тем, куда переносить «Арай».
«Мы планируем взять кредит под 12,5 % по специальной программе. Мы очень долго ждали её запуска, и только в июне она наконец-то открылась. Сейчас мы уже подали все необходимые документы, и они находятся на рассмотрении. Нас предупредили, что процесс займёт примерно месяц. Мы уже нашли подходящее здание, но оно требует ремонта. Естественно, мы не можем сразу перевезти туда детей — сначала нужно всё подготовить. Поэтому мы обращаемся с просьбой: дайте нам один год, чтобы привести новое здание в порядок, и мы спокойно переедем. Это здание будет в нашей собственности — мы будем выплачивать кредит в течение семи лет. Сумма, которую нам насчитали, составляет 10 миллионов тенге. Площадь здания пока небольшая, но там имеется участок земли — 50 соток. Мы планируем благоустроить территорию, привести всё в соответствие с санитарными нормами, чтобы детям было комфортно и безопасно находиться в новом помещении», — объясняет директор.

Чтобы осуществить задуманное, родителей попросили оплатить образование за год вперёд. И как мы выяснили, многие поддержали школу.

«Мы, родители, активно поддерживаем школу: участвуем в родительских собраниях, помогаем финансово, в том числе с кредитами. Мы искренне хотим, чтобы нас услышали и дали возможность школе спокойно завершить этот учебный год. На самом деле мы заинтересованы в развитии школы. Мы, как и администрация школы, хотим, чтобы школа переехала в более подходящее здание — с футбольным полем, спортивным и актовым залами. Мы предлагаем различные варианты площадок и районов, стараясь найти территорию, которая бы соответствовала всем требованиям, желательно в пределах Ауэзовского района. Никто не против переезда, наоборот — мы всеми силами стараемся помочь. Но всего за четыре недели до начала учебного года выгонять детей из школы — неразумно. Даже если ремонт запланирован на 2026 год, он не начнётся раньше принятия бюджета, а это происходит не раньше марта. То есть до весны 2026 года школа может продолжать работу. Зачем торопиться и создавать стресс детям и родителям? Дети должны спокойно закончить учебный год и выпуститься», рассказала нам одна из мам.

В школе учатся 250 детей, работают 65 сотрудников, из которых 40 — педагоги и 25 — вспомогательный персонал. Для малышей с первого по четвёртый класс сейчас предусмотрен детский лагерь. Ежемесячно учреждение платит около девяти млн тенге налогов.
Пока мы ехали к месту событий, представители власти пытались силой пробиться в здание, но затем передумали — возможно, остановил опыт переселения детского дома в Баганашыле.
К учреждению подъехали ребята, которые перейдут в 11 класс. Им очень не вовремя вся эта история с выселением. В 2026-м писать единое национальное тестирование (ЕНТ). Донести мысль о важности приостановки переезда они попытались через видеообращение к Касым-Жомарту Токаеву.
Через некоторое время судебные исполнители сообщили директору, что на неделю переезд отложен. За это время необходимо добиться законного основания находиться в здании.
Долго и счастливо
Что это за учебное заведение и почему так много людей встало на его защиту в будний день?

Частная школа существует с 2004 года. Расположена в микрорайоне Аксай-2. Раньше здесь был детский сад. Когда директор и учредитель Мира Жексенбаева решила воплотить идею частного общеобразовательного учреждения, договорённости достигли быстро. Но состояние помещения было ужасным.

Сделали ремонт.


Нас провели внутрь — никакого запустения нет, здание «отдыхает» от детей.

В образцовый вид его должны были привести к сентябрю.

По словам преподавателей, ремонт делают ежегодно.




Сегодня у здания два «лица»: постройки-близнецы разделены забором.

С одной стороны — детский сад, с другой — школа «Арай». Мира Жексенбаева арендует это помещение больше 20 лет у управления государственных активов Алматы.

Ежемесячная аренда — около 600 тысяч тенге. Для школы такая арендная плата — особое условие. Ведь образование здесь хотя и платное, всё ещё очень доступное. В год за одного ребёнка родители платят не больше 1,5 млн тенге. Если детей несколько, предусмотрены скидки. По словам родителей, такие траты оправдываются.
«Это не просто школа — это особое место. Это не элитное учебное заведение вроде той же „Хэлли Берри“, где учатся дети богатых родителей. Здесь совершенно другая атмосфера. Поверьте, здесь нет богатых родителей. В эту школу ходят дети с особыми образовательными потребностями: аутизм, ДЦП, другие заболевания. Это дети, которые по разным причинам не могут учиться в обычных школах. В нашем классе, например, с самого начала учатся четыре ребёнка с аутизмом. Наши дети учатся рядом с ними, принимают их и учатся жить в обществе, где все разные. В обычной школе ребёнок с аутизмом, который, к примеру, может стучать, кричать или что-то бросать, не сможет учиться — его просто не примут. А когда мы шли в эту школу, мы знали, кто здесь будет учиться. Я объяснила своей дочери, что у одноклассника аутизм — это не что-то страшное, он просто немного другой. Сейчас они дружат. Учителя действительно заботятся о каждом. Классы маленькие — по 20 человек, а не по 45–60, как бывает в других школах. У каждого ребёнка есть внимание. Например, когда мы выбирали школу, живя рядом, хотели пойти в 21-ю — но туда набрали 48 детей в один класс. Как там можно учиться? А здесь ребёнок чувствует себя в безопасности, а не просто числом в журнале», рассказала одна из мам.
Родители говорили между собой, угощали друг друга прохладной водой, чтобы легче было держать оборону. У Жанар (одна из присутствующих сегодня мам) в этой школе уже отучилась дочь, и теперь сюда ходит сын. Она обращает внимание, что современный ритм жизни призывает находить решения, чтобы растить своих детей и работать одновременно.
«Ребёнка приводят с утра — его сразу кормят. Потом идут занятия, образование. Здесь есть обед — получается трёхразовое, а то и четырёхразовое питание. Работают логопеды, психологи. Есть дополнительные занятия — карате, шахматы, фортепиано. Очень удобно. Мы привели ребёнка утром — его покормили, он позанимался, получил образование. Ребёнок весь день занят. Учителя здесь очень внимательные. Вообще учителя — обалденные. Можно привезти ребёнка в восемь утра и забрать в шесть вечера. Он под присмотром целый день — это очень важно, потому что все родители сейчас заняты, работают, никто дома не сидит. Есть дежурные группы — можно привезти пораньше или забрать попозже. Всё подстраивается под родителей и под ребёнка. Почему бы не воспользоваться этим? У меня тоже ребёнок здесь учится, и никаких различий нет. Всё по базе, как положено, как требует Министерство образования. Все программы соблюдаются. Ребёнок не просто приходит и отсиживает уроки — он развивается», объясняет Жанар.
По словам директора, выпускники достойно сдают ЕНТ, и есть дети, которые оканчивают МГУ и «Назарбаев университет» с красным дипломом. Работает это, потому что педагогам предлагают достойные зарплаты, в штат набирают лучших.
Многие частные школы сегодня испытывают такие же трудности. Представители учебных заведений пытались пробиться на приём к акиму. Но этого не получалось сделать при Ерболате Досаеве и пока не вышло при Дархане Сатыбалды.
Чтобы узнать, готовы ли в управлении активов и акимате Алматы рассмотреть вопрос отсрочки выселения, мы направили запрос в акимат. Редакция продолжит следить за развитием событий.
Читайте также:
Лента новостей
- Дуров против правил: что нарушил основатель Telegram во время своего визита в Казахстан
- Казахстанцы готовы «получить по шее» от Джеки Чана ради роли в его фильме
- Система состоялась: Минздрав ответил на критику фонда медстрахования
- Зубы за миллиарды: вернёт ли Минздрав казахстанцам право лечить их за счёт пенсии?
- «Дочку» QazaqGaz оштрафовали на 1,2 миллиарда тенге за незаконные скважины
- Актюбинка заработала полмиллиарда на целительстве — её отправят в тюрьму
- Самый чистый графит в мире добыли на месторождении в Казахстане
- В Казахстане ужесточат денежные переводы
- Молодой врач-реаниматолог скончался в Астане — Минздрав назвал предварительный диагноз
- «Родственница Шойгу»: узбекская аферистка сделала ставку на фамилию и выманила миллионы у людей
- Долг Минздрава перед медорганизациями превысил 700 млрд тенге
- Тушёнку из больной птицы предлагают делать сельчанам в Казахстане
- Когда алматинцы перестанут мёрзнуть в квартирах, рассказали в акимате
- Женщины в Иране массово снимают хиджабы
- Контрацептивы для женщин: Минздрав обещает расширить бесплатный доступ
- Новый список иноагентов? Казахстанцев обяжут отчитываться о получении денег от иностранцев
- Пожары стали причиной запаха гари в Атырау
- Очереди, хаос и сбои: Минтранс отправил ревизоров в аэропорты Астаны и Алматы
- «Мой отец — прокурор»: блогера вывезли на кладбище и избили в Атырау
- Махинации со скотчем: АФМ выявило завышение цен на госзакупках почти на четыре млрд тенге