«Царь и бог» ДКНБ: присяжные судят шымкентского чекиста Сарбасова, вымогавшего миллионы с частных школ

cover

Дело высокопоставленного сотрудника ДКНБ Шымкента Маната Сарбасова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере, а также даче и получении взятки, легализации незаконно приобретённых активов, рассматривает суд присяжных. Помимо него на скамье подсудимых ещё четверо человек, сообщает Orda.kz.

Заседание в специализированном межрайонного суде по уголовном делам Шымкента началось с ходатайств самого Маната Сарбасова и его адвокатов. Подсудимый заявил о фальсификации отдельных документов в деле и просил суд провести почерковедческую экспертизу подписей сотрудников Комитета нацбезопасности на отдельных материалах, приобщённых к делу. Адвокаты Сарбасова в свою очередь просили приобщить к материалам дела фонографическую экспертизу разговоров блогера Айгуль Орынбек с Эльмирой Дуйсенкызы, слитых в Сеть.

Первой со своими показаниями выступила одна из главных свидетельниц — Эльмира Дуйсенкызы. На дачу показаний в суде ранее судимая бизнесвумен явилась в сопровождении трёх адвокатов. Она подробно рассказала, как долго и сколько платила Сарбасову дань. И, судя по её показаниям, комитетчик явно не церемонился с теми, кто был у него на крючке:

«На момент нашего знакомства в 2007 году он курировал в ДКНБ сферы образования и здравоохранения. Тогда же он сообщил и о размере своей ставки — 12 миллионов тенге в год, по миллиону в месяц. Когда я сказала, что у меня нет таких денег, он пригрозил возможными проблемами и проверками. Я вызвала бухгалтера. Спросила: у нас есть в наличии сейчас деньги? Сказали, нет, лишних денег нет. Есть только на кредит. Однако несмотря на это я была вынуждена найти миллион и передала ему в конверте».

Через год ставка поднялась до полутора миллионов в месяц. Кроме того, Сарбасов, по словам Дуйсенкызы, стал заставлять фиктивно принимать на работу его людей. В 2009 году ставка выросла до 2,5 млн тенге. Сарбасов сначала сам приходил за деньгами раз в месяц, затем стал отправлять своих людей. И даже его перевод по службе в Алматы не остановил этот счётчик. Он оставил вместо себя своего подчинённого Шотанова, пообещав, что скоро вернётся в Шымкент начальником десятого управления ДКНБ. 

Держал Сарбасов её на крючке и тогда, когда Шымкент и Туркестанскую область разделили, и колледж Дуйсенкызы остался в областном подчинении. Ставка выросла вдвое, так как возникла необходимость делиться с коллегой из ДКНБ Туркестанской области:

«В 2019 году я открыла частную школу „Риана“, но документы на получение бюджетного финансирования не принимали. Манат говорил, что он царь и бог, как решит, так и будет. В управлении образования все боялись его. Он даже стал угрожать Акерке Абылайхан (тогдашний руководитель образования Шымкента)».

В 2019 году в первый раз не смогли сдать документы на подушевое финансирование. Манат поднял ставку ещё на 2,5 млн тенге. Все гороно боялись Маната.

Именно Манат Сарбасов, прямо заявила Дуйсенкызы, увеличил список учеников её школы до тысячи с лишним человек, а заодно и поднял ставку до пяти миллионов тенге в месяц. Финансирование по государственному образовательному заказу проходило уже через финансовый центр Министерства образования, и курировал его в том числе Галымжан Джумашев (тогда заместитель председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки, а ныне — подсудимый по собственному делу и обвиняемый в получении взятки, мошенничестве и отмывании). 

«Когда начались проблемы с „Рианой“, я позвонила и Джумашеву, и Сарбасову. Оба стали меня успокаивать, что всё решат, но 2 сентября 2021 года меня задержали».

Деньги, по словам Дуйсенкызы, Сарбасов ей так и не вернул, кроме тех 15 млн тенге, переданных её адвокату. Пришлось продать завещанную матерью тойхану, чтобы погасить ущерб по делу о присвоении бюджетных средств в «Риане».

В итоге Эльмира Дуйсенкызы, жалуясь на угрозы Сарбасова, всё же решилась написать заявление в КНБ, где и началось следствие. Отдельно в своих показаниях она остановилась на роли блогера, члена Национального курултая Айгуль Орынбек. По её словам, Орынбек сама на неё вышла уже после того, как начались следственные действия. Позвонила, представилась блогером и адвокатом. Обещала её защищать как женщина женщину. Небескорыстно, разумеется, а за 10 млн тенге, которые и получила с Дуйсенкызы. Но защита не удалась, так как у Орынбек не оказалось адвокатской лицензии. Эльмира потребовала вернуть гонорар, заподозрив её в двойной игре. А после и вовсе написала заявление в департамент полиции Шымкента, обвинив общественницу в мошенничестве.

Читайте также:

Лента новостей

все новости