Будущее транспорта за газомоторным топливом

cover

Под эгидой Европейской экономической комиссии ООН представители казахстанских госструктур, национальных компаний, общественных организаций и частного бизнеса, а также международные эксперты собрались в Алматы, чтобы обсудить вопросы эффективного перехода транспорта на газомоторное топливо.

Участники семинара «Поддержка декарбонизации транспорта в Казахстане». Фото пресс-службы "КазТрансГаз"

Всё мировое сообщество объединяется для решения экологических проблем, в первую очередь, сокращения выбросов парниковых газов и достижения углеродной нейтральности. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед страной цель достичь этого результата к 2060 году. Но пока РК остаётся в числе стран с высоким углеродным следом. Эффективным шагом станет переход транспорта с «тяжёлых» видов топлива, таких как бензин и дизель, на природный газ.

В рамках семинара «Поддержка декарбонизации транспорта в Казахстане» представители министерства экологии, геологии и природных ресурсов, нацоператора АО «КазТарансГаз» и эксперты из России, Канады и Германии обсудили, как эффективнее это сделать.

По мнению экспертов, у всех стран есть различные предпосылки для перехода на компримированный и сжиженный природный газ. Как считает директор департамента ТОО «ҚaзТрансГаз Өнімдері», председатель правления ОЮЛ «Газомоторная ассоциация Казахстана» Талгат Арыстанбаев, например, в Узбекистане отсутствует нефть, но при этом огромные запасы природного газа.

"Естественно, что они стали использовать в качестве топлива природный газ, это логично. У Южной Кореи и Китая главную роль сыграл экологический фактор. В России это больше экономическая составляющая, для больших расстояний использование газа более выгодно. В Казахстане предпосылкой стал дефицит традиционных видов топлива. За последние годы у нас резко увеличилось потребление бензина и дизеля, потому что увеличился парк машин, кроме того, он изношен. А чем больше износ, тем интенсивнее потребление бензина. Это дополнительная нагрузка на работающие в стране нефтеперерабатывающие заводы», – рассказал Талгат Арыстанбаев.

На площадке семинара говорили о необходимости создания нормативно-правовой базы и господдержки рынка газомоторного топлива в Казахстане. Для этого можно использовать международный опыт.

«Очень много нужно нормативно-правовых документов подготовить, чтобы унифицировать различия между странами. Если принимать во внимание трассу «Западная Европа – Западный Китай», это будет международный транзит. Те правила мы должны уже интегрировать с международными структурами, чтобы правила действовали как на территории Казахстана, так и на территориях государств, которые находятся на шёлковом пути», - рассказал Талгат Арыстанбаев.

Как сошлись во мнении эксперты, для процесса декарбонизации транспорта необходима синхронность в действиях всех участников.

«Акимат управляет автобусным парком, который использует газ, а автобусы производят отечественные автозаводы. Мы, параллельно с графиком поставки таких автобусов строим заправки. К моменту поставки автобусов у нас заправки готовы. Круг замыкается. При этом мы привлекаем инвесторов – малый и средний бизнес. Такая синхронизация позволит окупить инвестиции, заинтересовать инвесторов. Одна такая заправка обслуживает до 200 автобусов на природном газе», – рассказал Талгат Арыстанбаев.

Помимо общественного транспорта на компримированный и сжиженный природный газ необходимо перевести и железнодорожные локомотивы, а также построить специальные заправки на трассах международного значения. Однако в этом секторе есть определенные сложности.

Итогом двухдневного семинара стало подписание участниками резолюции по поддержке реализации программ декарбонизации транспортного сектора Республики Казахстан путем перевода на компримированный и сжиженный природный газ.

Лента новостей

все новости