Братья Менендес: убийцы и жертвы – два киновзгляда

cover

Стриминговая осень прошла под знаком истории братьев Менендес из 1990-х. Сначала вышел второй сезон нашумевшего художественного сериала-антологии «Монстры» от знаменитого Райана Мёрфи, как раз посвящённый одному из самых громких преступлений в истории США – убийству семейной четы Менендес их собственными сыновьями. А следом появился и своего рода ответ сериалу от Лайла и Эрика – документальная картина «Братья Менендес».

Версия художественная

Если первый сезон «Монстров», посвящённый серийному убийце-каннибалу Джеффри Дамеру, удостоился в своё время признания и зрителей, и критиков (актёр Эван Питерс вообще получил «Золотой глобус» за главную роль), то второй с подзаголовком «История Лайла и Эрика Менендес», состоящий из девяти эпизодов, сразу же вызвал оживлённое обсуждение. Новое детище Райана Мёрфи критиковали за рваную структуру, сумбурный нарратив, отсебятину – и, надо признать, довольно справедливо.

Однако больше всего возмутило и самих братьев, отбывающих пожизненные сроки без права на УДО, и тех, кто их поддерживает, что в сериале Лайла и Эрика показали не просто негативно, а местами даже с издёвкой.

…Богатая и влиятельная супружеская чета, Хосе и Китти Менендес, проживала в престижном районе Беверли-Хиллз. Летним вечером 1989 года их сыновья, 21-летний Лайл и 18-летний Эрик, застрелили родителей из дробовиков. Поначалу полиция была уверена, что убийство связано с профессиональной деятельностью Хосе Менендеса – он являлся топ-менеджером киностудии Carolco Pictures, известной легендарными проектами вроде «Терминатора 2» Джеймса Кэмерона и франшизой «Рэмбо». Однако со временем всё больше подозрений стало вызывать поведение братьев – они словно не горевали, а позже против Лайла и Эрика дал показания их собственный психоаналитик.

Первый судебный процесс над братьями, начавшийся в 1993 году, был максимально громким, публичным и скандальным. Эффект разорвавшейся бомбы произвели заявления Лайла, Эрика и их адвокатов о том, что страшное решение об убийстве родителей было принято братьями из-за того, что отец с раннего детства регулярно насиловал обоих, а мать знала об этом, но закрывала глаза.

Сериал, в целом, постоянно прыгает между разными точками зрения, в какие-то моменты кто-то из персонажей вообще вдруг начинает рассказывать о событиях от первого лица, хотя его или её на месте не было. В одной серии мы видим ситуацию словно от лица Эрика или Лайла, и тогда создатели «Монстров» словно сопереживают им, ведя за собой и зрителя. В следующем же эпизоде показывается совершенно другая точка зрения, демонизирующая братьев – и опять-таки вроде убедительная. Разные точки зрения в кино – практика нередкая, однако в сериале Райана Мёрфи все слишком сумбурно и путает зрителя.

Версия документальная

Фильм «Братья Менендес», судя по всему, был снят режиссёром Алехандро Хартманном, как ответ видению сериала, и призван дать право высказаться Лайлу и Эрику. Он включает в себя эксклюзивные аудиоинтервью братьев, где они делятся своим восприятием тех трагических событий, а также страшными воспоминаниями из детства о якобы пережитом ими сексуализированном насилии со стороны отца.

Также здесь есть интервью с близкими родственниками семьи Менендес, прокурором, работавшим на том самом процессе, и прочими вовлечёнными лицами.

В целом, документалка вызывает больше эмоций – и шок, и ужас, и сочувствие, и горечь. В первую очередь, потому, что после неё не остаётся особых сомнений в том, что насилие над братьями действительно было. Невозможно оправдать чудовищное двойное убийство. Однако в свете страданий, через которые Лайлу и Эрику пришлось пройти за короткую жизнь до тюрьмы, – это, увы, можно понять.

Гораздо лучше фильм затрагивает и социальный контекст. После того, как жюри присяжных на первом процессе оказалось неспособно вынести окончательный вердикт (в части предумышленное это было убийство или непредумышленное), через какое-то время начался второй суд, который неудачно для обвиняемых совпал с делом О. Джея Симпсона. После того, как бывший футболист оказался шокирующим образом оправдан, судьи и присяжные на других резонансных процессах, стали более жёсткими. 

И, наверное, главная печальная тема, становящаяся очевидной после просмотра и сериала, и фильма, – в то время общество зачастую просто не было способно в полной мере сочувствовать и сопереживать жертвам сексуализированного насилия и абьюза.

Скепсис и неверие увеличивались, если речь шла о насилии над мальчиками и мужчинами, поскольку это шло вразрез с царившими в то время стереотипами токсичной маскулинности.

Подводя итог, можно сказать, что оба проекта, скорее, принесли братьям Менендес пользу: в свете разразившейся шумихи и общего переосмысления их истории, окружной прокурор Лос-Анджелеса объявил о том, что рассматривает возможность пересмотра дела.

Лента новостей

все новости