Как знаменитый женоубийца ушёл от наказания, когда всё было против него?
11 апреля, в день рождения Куандыка Бишимбаева и во время идущего над ним самого громкого суда в истории Казахстана, по некоему инфернальному, знаковому совпадению умер ещё один знаменитый женоубийца – О. Джей Симпсон.
В 1995 году суперзвезда американского футбола и актёр был обвинён в зверском двойном убийстве своей бывшей жены и матери двух его детей Николь Браун Симпсон и её бойфренда. Симпсона скандально оправдал суд присяжных, несмотря на огромное количество прямых улик, доказывавших его виновность. Как так вышло и почему эпохальный судебный процесс вкупе с оправдательным вердиктом стали своего рода лакмусовой бумажкой, показавшей массу социальных нарывов и проблем тогдашней Америки, отлично демонстрирует и объясняет документальный фильм Эзры Эдельмана «О. Джей: сделано в Америке». Это поистине шедевральное восьмичасовое полотно заслуженно получило «Оскар» в 2017 году, как лучшее документальное произведение. А вся история навсегда изменила Америку и, можно сказать, и весь мир.
Сразу отмечу: «О. Джей: сделано в Америке» сильно отличается от художественного сериала, также вышедшего в 2017 году, «Американская история преступлений: народ против О. Джея Симпсона», где главную роль исполнил Кьюба Гудинг-младший. Тот больше фокусируется на самом судебном процессе и разборках внутри так называемой Dream Team – суперкоманды адвокатов во главе со знаменитым юристом и активистом Джонни Кокрэном.
Многих смущает хронометраж почти в восемь часов, однако нарратив фильма настолько плотный и интенсивный, повествование настолько увлекательно, что пять частей, на которые разделена картина, смотрятся на одном дыхании.
С одной стороны, судили не просто человека, а живого идола. Фильм детально и скрупулезно объясняет сам феномен О. Джея Симпсона, кем он был для Америки. Выдающийся футболист Симпсон был мегазвездой в Штатах – в 1970-е он был популярнее самого Мохаммеда Али. Перед О. Джеем преклонялись даже отъявленные расисты. Это была не просто слава, а уровень «бог». Симпсон – первая чернокожая знаменитость в истории США, ставшая лицом люксовых брендов. Даже после его ареста полицейские заискивали перед ним, выпрашивая автографы.
С другой стороны, это был своего рода ответ чёрной Америки на белый расизм, процветавший в американских силовых структурах того времени, на бесчинства полиции Лос-Анджелеса, многочисленные жестокие избиения и убийства. Чернокожие присяжные были готовы оправдать кого угодно, если это тоже чёрный, не говоря уже о своём герое О. Джее Симпсоне. Полиция априори была для них абсолютным злом. Ситуацию обострило ещё и то, что убитые Николь Браун Симпсон и Рон Голдман были белыми.
Что полицейские-расисты подкинули на место преступления перчатку Симпсона, предварительно пропитав её кровью О. Джея. Потом они обрызгали кровью жертв дом Симпсона и промочили в ней его носки. Плюс налили кровь всех троих в его машину. О. Джей невиновен, он всего лишь несчастная жертва расистского заговора, его подставили. И в рекордно короткий срок был вынесен тот самый вердикт, расколовший Америку.
Основная, прекрасно раскрытая мысль фильма – что этот процесс, благодаря остро стоявшему расовому вопросу и звёздному статусу Симпсона, с самого начала стал для американского народа гораздо большим, чем просто уголовщина.
Суть истории вроде бы достаточно проста: ревнивый муж убивает свою бывшую жену и её нового друга. Но процесс превратился в реалити-шоу и положил начало нынешнему культу селебрити, доходящему до болезненной одержимости. Кроме того, он обострил и одновременно вскрыл противостояние чёрной и белой Америк. Для чернокожих это дело стало возможностью хоть так, искривлённым способом заявить о своих гражданских правах, а белая Америка была в шоке от оправдательного вердикта. Но и те, и другие были потрясены, узнав об открывшемся в ходе процесса истинном масштабе расизма и произвола в полиции. Шоры были сняты, и многие поняли, что проблема действительно есть, она велика, с ней нужно работать.
А Симпсон, всегда отрекавшийся от чёрного сообщества, известный своей фразой «Я – не чёрный. Я – О. Джей», ушёл от правосудия благодаря тем самым американцам, от которых «убегал».
Лента новостей
- Перестановки в службе госбезопасности: Токаев уволил двух заместителей главы КНБ
- Алматинка украла 27 миллионов тенге и сбежала в Турцию
- Смотрящий за лагерем подал в суд на журналистку Orda.kz. Что об этом думают заключённые?
- Евродепутат Рышард Чарнецкий арестован: что связывало польского политика с Казахстаном?
- Заморозки, туман и ветер — прогноз погоды на 16 сентября
- Возле Трампа произошла стрельба — задержан вооружённый подозреваемый
- На европейские страны обрушился шторм «Борис»: погибло семь человек
- Феерия огней на «Кок-Тобе»: фото и видео праздничного освещения
- В Алматинской области произошло ДТП: погиб 18-летний водитель
- В парке Караганды упала кабина аттракциона с девушкой и ребёнком
- Космический корабль с туристами на борту вернулся на Землю
- День города: кто стал почётным гражданином Алматы
- План по отмене роуминга в странах ЕАЭС до конца года представят в ЕЭК
- Сборная Казахстана по теннису проиграла Дании в отборе Кубка Дэвиса
- «Дым окутал Актау»: эпичные кадры тлеющего мусорного полигона снял экоблогер
- Почему журналистов ограничили на Играх кочевников, объяснили организаторы
- Проклятие Капустина Яра: как живут казахстанцы, на чьи земли всё время падают ракеты из России
- Единый QR-код для всех банков в Казахстане введут в начале 2025 года
- Для чего канцлер Германии решил впервые посетить Центральную Азию?
- Страшное ДТП на платном терминале в Алматинской области: погиб водитель