Как знаменитый женоубийца ушёл от наказания, когда всё было против него?

cover

11 апреля, в день рождения Куандыка Бишимбаева и во время идущего над ним самого громкого суда в истории Казахстана, по некоему инфернальному, знаковому совпадению умер ещё один знаменитый женоубийца – О. Джей Симпсон.

В 1995 году суперзвезда американского футбола и актёр был обвинён в зверском двойном убийстве своей бывшей жены и матери двух его детей Николь Браун Симпсон и её бойфренда. Симпсона скандально оправдал суд присяжных, несмотря на огромное количество прямых улик, доказывавших его виновность. Как так вышло и почему эпохальный судебный процесс вкупе с оправдательным вердиктом стали своего рода лакмусовой бумажкой, показавшей массу социальных нарывов и проблем тогдашней Америки, отлично демонстрирует и объясняет документальный фильм Эзры Эдельмана «О. Джей: сделано в Америке». Это поистине шедевральное восьмичасовое полотно заслуженно получило «Оскар» в 2017 году, как лучшее документальное произведение. А вся история навсегда изменила Америку и, можно сказать, и весь мир.

Сразу отмечу: «О. Джей: сделано в Америке» сильно отличается от художественного сериала, также вышедшего в 2017 году, «Американская история преступлений: народ против О. Джея Симпсона», где главную роль исполнил Кьюба Гудинг-младший. Тот больше фокусируется на самом судебном процессе и разборках внутри так называемой Dream Team – суперкоманды адвокатов во главе со знаменитым юристом и активистом Джонни Кокрэном. 

А «Сделано в Америке» – это монументальное полотно, рассказывающее, по сути, американскую историю ХХ века как таковую, и это шедевр мировой документалистики.

Многих смущает хронометраж почти в восемь часов, однако нарратив фильма настолько плотный и интенсивный, повествование настолько увлекательно, что пять частей, на которые разделена картина, смотрятся на одном дыхании. 

После просмотра становится понятен тот невероятный факт, что суд присяжных оправдал Симпсона при феноменальном количестве улик против него.

С одной стороны, судили не просто человека, а живого идола. Фильм детально и скрупулезно объясняет сам феномен О. Джея Симпсона, кем он был для Америки. Выдающийся футболист Симпсон был мегазвездой в Штатах – в 1970-е он был популярнее самого Мохаммеда Али. Перед О. Джеем преклонялись даже отъявленные расисты. Это была не просто слава, а уровень «бог». Симпсон – первая чернокожая знаменитость в истории США, ставшая лицом люксовых брендов. Даже после его ареста полицейские заискивали перед ним, выпрашивая автографы.

С другой стороны, это был своего рода ответ чёрной Америки на белый расизм, процветавший в американских силовых структурах того времени, на бесчинства полиции Лос-Анджелеса, многочисленные жестокие избиения и убийства. Чернокожие присяжные были готовы оправдать кого угодно, если это тоже чёрный, не говоря уже о своём герое О. Джее Симпсоне. Полиция априори была для них абсолютным злом. Ситуацию обострило ещё и то, что убитые Николь Браун Симпсон и Рон Голдман были белыми.

В итоге, присяжные с готовностью поверили самым невероятным «альтернативным фактам», сочинённым адвокатами. 

Что полицейские-расисты подкинули на место преступления перчатку Симпсона, предварительно пропитав её кровью О. Джея. Потом они обрызгали кровью жертв дом Симпсона и промочили в ней его носки. Плюс налили кровь всех троих в его машину. О. Джей невиновен, он всего лишь несчастная жертва расистского заговора, его подставили. И в рекордно короткий срок был вынесен тот самый вердикт, расколовший Америку.

Основная, прекрасно раскрытая мысль фильма – что этот процесс, благодаря остро стоявшему расовому вопросу и звёздному статусу Симпсона, с самого начала стал для американского народа гораздо большим, чем просто уголовщина. 

Суд стал беспрецедентным феноменом, выявившим массу социальных и политических проблем, назревших в стране на тот момент.

Суть истории вроде бы достаточно проста: ревнивый муж убивает свою бывшую жену и её нового друга. Но процесс превратился в реалити-шоу и положил начало нынешнему культу селебрити, доходящему до болезненной одержимости. Кроме того, он обострил и одновременно вскрыл противостояние чёрной и белой Америк. Для чернокожих это дело стало возможностью хоть так, искривлённым способом заявить о своих гражданских правах, а белая Америка была в шоке от оправдательного вердикта. Но и те, и другие были потрясены, узнав об открывшемся в ходе процесса истинном масштабе расизма и произвола в полиции. Шоры были сняты, и многие поняли, что проблема действительно есть, она велика, с ней нужно работать.

А Симпсон, всегда отрекавшийся от чёрного сообщества, известный своей фразой «Я – не чёрный. Я – О. Джей», ушёл от правосудия благодаря тем самым американцам, от которых «убегал».

Лента новостей

все новости