Бороться или перетерпеть: почему казахстанцы не хотят отстаивать трудовые права
Столкнувшись с нарушением трудовых прав, казахстанские работники выбирают между молчаливым согласием, увольнением или открытым отстаиванием своих прав. Почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, рассказали участники пресс-конференции, посвященной роли профсоюзов, сообщает корреспондент Orda.kz.
Речь шла об исследовании эффективности профсоюзов, которое провела компания ECPM на примере Мангистауской области и Алматы.
Кто горой за свои права?
По словам гендиректора компании Eurasian Center for People Management Ербола Исмаилова, несмотря на то, что потенциально каждый из казахстанцев может столкнуться с нарушением трудовых прав, «культура защиты трудящихся в стране до сих пор не сложилась».
Доктор исторических наук Леся Каратаева рассказала, что вопросы защиты трудовых прав обычно привязаны к резонансным событиям. Но информационная волна, по ее словам, возникает только в экстраординарных ситуациях, что «затрудняет понимание общей картины по стране».
Как отмечает Каратаева, выбор действий работников зависит от нескольких факторов:
«В основе выбора стратегии лежит в первую очередь страх лишиться работы и остаться без средств к существованию. Увольнение выбирают те, кто уверен в быстром трудоустройстве. Ориентация на стратегию «нападения и обороны», когда человек обращается к трудовому омбудсмену, в суд, в согласительную комиссию, к медиатору, выходит на забастовку, — зависит от сочетания ряда факторов, среди которых доверие к институтам защиты прав, уверенность в своих силах и ресурсах, организованный коллектив».
Также на выбор работника, по мнению экспертов, влияет и сектор экономики. Например, бюджетники, в случае нарушения их трудовых прав, чаще всего игнорируют проблему, предпочитая «перетерпеть». А вот сотрудники производственного сектора, напротив, пытаются защищать свои права.
Эффективны ли профсоюзы?
Участники конференции отмечают, что оценка деятельности и эффективности профсоюзов тоже зависит от сектора экономики.
Например, в сельском хозяйстве они не пользуется популярностью, поскольку отсутствуют крупные и устойчивые трудовые коллективы. Чаще речь идет о сезонной занятости. А вот в промышленно-производственном секторе отношение к профсоюзам неоднозначное. В них вступают не потому, что рассчитывают на защиту, а по инерции, стремясь не отделяться от коллектива.
А вот казахстанцы, которые заняты в секторе так называемой платформенной (цифровой) экономики, считают создание профсоюза хорошей идеей, но не обладающей потенциалом.
«Более эффективной стратегией представители гиг-экономики называют построение сетевых сообществ взаимной поддержки», — пояснил руководитель проектов ECPM Султанбек Кайым.
При этом эксперты уверены, что переход профсоюзов в онлайн-пространство сделает их более мобильными и прозрачными, а значит вернет доверие работников и повысит востребованность. Также среди рекомендаций по повышению эффективности назвали «привлечение профсоюзов к законотворческим процессам».
Безопасность шахтеров
В ходе конференции журналисты поинтересовались, как теперь будут профсоюзы защищать шахтеров и почему не защищали ранее. Ситуация с «АрселорМиттал Темиртау» сделала эту тему особенно острой.
Исмаилов выразил глубокие соболезнования семьям погибших и назвал случай на шахте имени Костенко вопиющим. Однако отметил, что нельзя говорить о том, что профсоюзы не защищали шахтеров.
«Профсоюзы всегда выступали за права работников, в частности сотрудников АМТ. В зале сидит заместитель председателя Федерации профсоюзов Мухтар Тиникеев, который на протяжении многих лет поднимал вопросы безопасности и условий труда горняков. Этот вопрос поднимали и отраслевые профсоюзы. Например, профсоюз угольщиков. Так что профсоюзы первыми сигнализировали о проблемах. В данном случае здесь прямая вина работодателя», — подчеркнул Исмаилов.
Читайте также:
Лента новостей
- Суд выдал ордер на арест президента Южной Кореи
- История солдата: Ербаяну Мухтару стало лучше
- Не освоили 40 млрд тенге: как акиматы страны обходятся с бюджетными деньгами
- Назарбаев ездил обсуждать с Путиным преемника? Армия Казахстана самая сильная в Центральной Азии? Почему нужно отменить статью о тайне следствия?
- Универсиада в Турине: у Казахстана ещё одно золото и бронза
- Администратор сатирического паблика проведёт два месяца под стражей
- «Год будет непростым»: принять непопулярные реформы для увеличения доходности бюджета предлагают в РК
- Абылкаир Скаков покидает пост главы правления ФСМС
- Отказ от прививок и донорства: глава Минздрава встретилась с Верховным муфтием Казахстана
- Россия атаковала Киев: один из беспилотников взорвался неподалёку от посольства Казахстана
- Красивое предложение руки и сердца сделал гвардеец во время присяги в Шымкенте
- Крупная лавина сошла на трассу в Восточно-Казахстанской области
- Учитель едва не погиб при украшении городской ёлки в Семее: чем закончилось расследование
- Жители Кайнара тонут в фекалиях и гоняют крыс со штор. Как живут люди в 50 км от Алматы
- Токаев поздравил Путина с 20-летием договора о казахстанско-российской государственной границе
- Ерлана Нурпеисова освободили от должности вице-министра по ЧС
- «Кровавый январь остаётся раной, которая не заживает»: что думают о приговоре по пыткам в Кошмамбете стороны обвинения и защиты
- «Надвигается арктический холод»: впервые за 40 лет инаугурацию президента США проведут в помещении
- Когда в Алматы достроят креативный кластер на территории бывшего трамвайного депо?
- Присвоила тысячи, а вернёт миллионы — в области Жетысу осудили директора школы