Бороться или перетерпеть: почему казахстанцы не хотят отстаивать трудовые права

cover скриншот эфира

Столкнувшись с нарушением трудовых прав, казахстанские работники выбирают между молчаливым согласием, увольнением или открытым отстаиванием своих прав. Почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, рассказали участники пресс-конференции, посвященной роли профсоюзов, сообщает корреспондент Orda.kz.

Речь шла об исследовании эффективности профсоюзов, которое провела компания ECPM на примере Мангистауской области и Алматы.

По данным Бюро нацстатистики, в середине 2023 года численность рабочей силы в Казахстане составила 9 млн 600 тыс. человек. Почти 7 млн из них заняты в найме. Это треть всего населения страны. По уровню безработицы Казахстан занимает 107 место из 187 стран.

Кто горой за свои права?

По словам гендиректора компании Eurasian Center for People Management Ербола Исмаилова, несмотря на то, что потенциально каждый из казахстанцев может столкнуться с нарушением трудовых прав, «культура защиты трудящихся в стране до сих пор не сложилась».

Пятнадцатикратный рост социально-трудовых конфликтов зафиксирован в Казахстане в 2022 году 

Доктор исторических наук Леся Каратаева рассказала, что вопросы защиты трудовых прав обычно привязаны к резонансным событиям. Но информационная волна, по ее словам, возникает только в экстраординарных ситуациях, что «затрудняет понимание общей картины по стране».

Столкнувшись с нарушением трудовых прав, казахстанские работники выбирают между молчаливым согласием, увольнением или открытым отстаиванием своих прав

Как отмечает Каратаева, выбор действий работников зависит от нескольких факторов:

«В основе выбора стратегии лежит в первую очередь страх лишиться работы и остаться без средств к существованию. Увольнение выбирают те, кто уверен в быстром трудоустройстве. Ориентация на стратегию «нападения и обороны», когда человек обращается к трудовому омбудсмену, в суд, в согласительную комиссию, к медиатору, выходит на забастовку, — зависит от сочетания ряда факторов, среди которых доверие к институтам защиты прав, уверенность в своих силах и ресурсах, организованный коллектив».

Также на выбор работника, по мнению экспертов, влияет и сектор экономики. Например, бюджетники, в случае нарушения их трудовых прав, чаще всего игнорируют проблему, предпочитая «перетерпеть». А вот сотрудники производственного сектора, напротив, пытаются защищать свои права.  

«Значимая доля работников бюджетного сектора выказали неосведомленность в отношении объема трудовых прав, которыми они обладают».

Эффективны ли профсоюзы?

Участники конференции отмечают, что оценка деятельности и эффективности профсоюзов тоже зависит от сектора экономики. 

Например, в сельском хозяйстве они не пользуется популярностью, поскольку отсутствуют крупные и устойчивые трудовые коллективы. Чаще речь идет о сезонной занятости. А вот в промышленно-производственном секторе отношение к профсоюзам неоднозначное. В них вступают не потому, что рассчитывают на защиту, а по инерции, стремясь не отделяться от коллектива.

Бюджетники вступают в профсоюз автоматически и не ожидают от него ничего, кроме подарков на праздники

А вот казахстанцы, которые заняты в секторе так называемой платформенной (цифровой) экономики, считают создание профсоюза хорошей идеей, но не обладающей потенциалом. 

«Более эффективной стратегией представители гиг-экономики называют построение сетевых сообществ взаимной поддержки», — пояснил руководитель проектов ECPM Султанбек Кайым.

При этом эксперты уверены, что переход профсоюзов в онлайн-пространство сделает их более мобильными и прозрачными, а значит вернет доверие работников и повысит востребованность. Также среди рекомендаций по повышению эффективности  назвали «привлечение профсоюзов к законотворческим процессам».

Безопасность шахтеров

В ходе конференции журналисты поинтересовались, как теперь будут профсоюзы защищать шахтеров и почему не защищали ранее. Ситуация с «АрселорМиттал Темиртау» сделала эту тему особенно острой. 

Исмаилов выразил глубокие соболезнования семьям погибших и назвал случай на шахте имени Костенко вопиющим. Однако отметил, что нельзя говорить о том, что профсоюзы не защищали шахтеров.

«Профсоюзы всегда выступали за права работников, в частности сотрудников АМТ. В зале сидит заместитель председателя Федерации профсоюзов Мухтар Тиникеев, который на протяжении многих лет поднимал вопросы безопасности и условий труда горняков. Этот вопрос поднимали и отраслевые профсоюзы. Например, профсоюз угольщиков. Так что профсоюзы первыми сигнализировали о проблемах. В данном случае здесь прямая вина работодателя», — подчеркнул Исмаилов.

Читайте также:

Лента новостей

все новости