Более 300 млн тенге потратили в Костанайской области на дорогу без асфальта, которая разрушилась через полгода

cover Фото предоставили жители села Уркаш

Жители посёлков Уркаш и Аралколь уже много лет не видели нормальной дороги. В 2023 году власти наконец сделали хоть что-то — дорогу, хоть и без асфальтного покрытия, но такую, по которой можно было ездить. Однако спустя полгода от неё тоже ничего не осталось. Почему так вышло, в проекте Orda.kz «Нет дорог — нет налогов».

«Подрядчик сам сделал и сам же разрушил»

Как рассказывают жители посёлка Уркаш, местную дорогу не ремонтировали ещё с советских времён. От посёлка до хорошего асфальта ехать 45 км. В 2023 году дорогу выровняли и сделали щебёночное покрытие. Почему не асфальт? Трассу эту считают бесперспективной, ведь там нет интенсивного движения.

«Говорят, что асфальт — это дорого, что никто на это денег не даст. Приезжал глава управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области Олжас Нургалиев и говорил, что на эту дорогу (если прокладывать асфальт — прим. авт.) нужно пять млрд тенге. Никто столько не даст. В посёлке у нас 80 человек живёт, в соседнем — столько же. Трасса, мол, неоживлённая, из-за этого мы не хотим её капитально ремонтировать»,  сказал житель села Уркаш Талгатбек Нуржанов.

Но жители посёлков были рады и этому. Ведь до ремонта 2023 года они создавали петицию, собирали подписи, обращались к президенту. Но радость от новой, хоть и щебёночной дороги длилась недолго. Спустя полгода дорогу уничтожили большегрузы.

«Подрядчик, который делал эту дорогу, взялся за другой участок. И по нашей дороге прогонял шахманы с перевесом. И они разбили эту дорогу просто на нет. Подрядчик одной рукой делает — другой разрушает. Когда начались паводки, было сыро, это усугубило ситуацию. Замечания водителям никакого эффекта не давали. Однажды один из водителей даже напал на местного жителя, который требовал прекратить ездить на нашей дороге с перевесом. Слово за слово, водитель ударил его», сказал житель села Уркаш по имени Адильхан.
Фото предоставили жители села Уркаш
Фото предоставили жители села Уркаш

После этого скандала представители областного акимата посетили посёлок. Они пообещали, что подрядчик устранит нарушения, так как дорога всё ещё на гарантии. И, по словам жителей, её начали исправлять. Однако как долго она продержится? Ведь никто не контролирует перевес большегрузов, которые курсируют там. 

В целом Талгатбек Нуржанов считает неправильным такое отношение к поселковым дорогам, которым внимание уделяется лишь по остаточному принципу. Ведь и там живут такие же люди, как и везде.

«Но мы говорим, а решения принимают они. Больше мы ничего не можем сделать. Кроме того, эта дорога соединяет с Тургаем. И во время паводков по ней всю гуманитарную помощь возили. В Тургай и к нам приезжают туристы, в том числе из России — Оренбургской области. Так как здесь сакральные и исторические места. Каждый месяц мы видим иностранцев. Но после того как дорогу вновь разрушили, люди стали приезжать реже», сказал Талгатбек Нуржанов.

334 млн на щебёночную дорогу

В ответе на запрос в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костанайской области сообщили, что в 2022 году жители посёлков Уркаш и Аралколь (125 человек) обращались в управление, просили «рассмотреть возможность проведения среднего ремонта методом холодного ресайклинга с добавлением нового материала с последующей укаткой без устройства нового асфальтового покрытия».

«Ввиду низкой интенсивности движения транспортных средств и малочисленности населения сёл, а также принимая во внимание обращение жителей, управление провело конкурс на текущий ремонт участка дороги. В 2023 году подрядные организации ТОО “Элит Пласт Строй” и ИП “Танар” отремонтировали учасок автомобильной дороги областного значения Адаевка — Уркаш — Аралколь, 38 км методом холодного ресайклирования с добавлением нового материала без устройства нового асфальтового покрытия на общую сумму 334 934 200 тенге»,написали в управлении.

В управлении подтвердили, что во время паводков из-за отсутствия проезда по дороге Аркалык — Торгай восстановление инфраструктуры Жангельдинского района происходило через Камыстинский район по автодороге Адаевка — Уркаш — Аралколь.

«По этому участку автодороги доставлялась гуманитарная помощь, продукты питания и другие необходимые средства для жизнеобеспечения пострадавших от паводка южных регионов области, что отразилось на состоянии дорожного полотна. В соответствии с договором предусмотрен двухгодичный срок гарантийных обязательств. По предписанию управления подрядная организация провела работы по восстановлению разрушенных участков дорог c внесением инертного материала (щебень) с последующей укаткой», добавили в ответе.

В дальнейшем, если выявят дефекты, подрядчик обязуется их устранить в рамках гарантии до декабря 2025 года.

Однако контроль веса проезжающих большегрузов не в компетенции управления. За это отвечает инспекция транспортного контроля по Костанайской области Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта. По их информации, инспекция оснащена тремя постами транспортного контроля, из которых один стационарный «Карабалык» и два передвижных поста транспортного контроля (ППТК). Но есть ли от них толк — большой вопрос.

«Сейчас направить два ППТК для транспортного контроля на трассах области невозможно из-за недостаточности штата. Один ППТК не в состоянии полностью охватить транспортным контролем все автодороги области. В дальнейшем при выявлении фактов передвижения грузовых транспортных средств в этом направлении управление напишет письмо в РГУ для направления передвижного поста», сообщили в управлении.

Выходит, что вопрос перевеса большегрузов и сохранности дороги всё ещё остаётся открытым...

Читайте также:

Лента новостей

все новости