Битва за мирный атом: как прошли слушания по строительству АЭС в Алматы

В Алматы завершились 19-е слушания по вопросу строительства АЭС. Мероприятие должно было быть ознакомительным. Предполагалось, что учёные объяснят алматинцам всё, что им известно об АЭС, о преимуществах атомной энергетики. Но активисты, выступавшие против строительства станции, превратили слушания в битву. Как проходило это противостояние, рассказывает Orda.kz.
Общественное обсуждение организовали член городского общественного совета Борис Жапаров, президент Гражданского альянса Казахстана Бану Нургазиева и председатель Алматинского гражданского альянса Каиржан Абдыхалыков.
Слушание прошло скандально, как и одно из предыдущих — в Таразе. По регламенту на каждый доклад выделили по 10 минут времени, а для содокладчиков — по пять минут. Для вопросов и ответов в конце выступлений предполагалось по две минуты. Однако каждую речь докладчиков прерывали. В основном конфликты происходили между участниками слушаний в зале, а не между спикерами и аудиторией. Сторонники и противники строительства АЭС пришли на слушания с распечатанными плакатами, но не запаслись терпением и уважением к спикерам.

Итак, о чём говорили, насколько это было возможно, докладчики: три основных тезиса.
Мы не будем сыпать цифрами, мощностями, измерениями, сравнениями и прочим. При желании с этими данными можно подробно ознакомиться. В общем и целом докладчики говорили следующее:
- Зелёная энергия — из докладов выступающих энергетиков и учёных стало известно, что строительство АЭС Казахстану выгоднее, чем новые ТЭЦ. Жить около атомной станции безопасней, чем в крупном городе, а природа рядом с АЭС гораздо меньше загрязняется. Это поможет климату, экологии и обеспечит энергобезопасность страны.
- В Казахстане на территории Усть-Каменогорска находится завод, который производит ядерное топливо для АЭС. Есть в стране и первый в мире Банк низкообогащённого урана МАГАТЭ. Уран оттуда мы продаём. Теперь Казахстан сможет не просто вырабатывать его, но и использовать как топливо для атомной электростанции.
- Казахстан справится. Докладчики подробно рассказывали, как в течение ближайших 5–10 лет в случае принятия решения о строительстве АЭС подготовят кадры для неё. Казахстанские специалисты уже сейчас имеют профильное образование и получают опыт работы в других странах.
Вот аргументы, которые в докладе приводил Тимур Жантикин, генеральный директор АО «Казахстанские атомные электрические станции»:

- Для размещения АЭС из всех изученных территорий больше всего подходят Курчатов и Улкен.
- Строительство АЭС — шаг, который увеличит инвестиционную привлекательность страны.
- Количество воды, которое потребуется АЭС, равно 0,3 % от естественного испарения озера Балхаш.

Эрлан Батырбеков, генеральный директор «Национального ядерного центра Республики Казахстан», рассказал, какие поколения ядерных реакторов использовали на разных АЭС. Всего их четыре, но четвёртое поколение только в разработке, на него перейдут в будущем.

Если в Казахстане будут строить атомную электростанцию, то с реактором третьего поколения*. Это самый безопасный из существующих вариантов. Кроме того, Эрлан Батырбеков рассказал о разработке специальных ловушек, которые даже в случае аварии не приведут к распространению радиации и повреждению активной зоны реактора.
*В авариях на Фукусиме и в Чернобыле самым страшным вариантом развития событий было бы расплавление активной зоны ректора. В этом случае радиация могла бы пойти в землю, в грунтовые воды, распространиться и нанести колоссальный ущерб.

Генеральный директор Института ядерной физики Саябек Сахиев рассказал, что в Казахстане уже есть очень сложное производство, которое практически аналогично АЭС.

«57 лет под Алматы работает исследовательский водный реактор. Это четыре поколения инженеров. Ежегодно более 27 тысяч атомных станций получают радиоактивные препараты, которые мы производим для диагностики и лечения раковых заболеваний. Мы создали целый проект благодаря сотрудничеству с пятью странами. В прошлом году мы выиграли тендер в МАГАТЭ и начали поставлять генераторы магнитотехнических препаратов для диагностики и лечения сердечных заболеваний. Для двух блоков АЭС нам нужно 2000 специалистов, из которых 200 — это охрана и уборка территории, а остальные 1800 — высококвалифицированные специалисты. Эти кадры будут готовить в институте, который служит прототипом атомных станций. В нашем распоряжении три учебных центра, открытые в 2000, 2001 и 2017 годах при поддержке МАГАТЭ и США. За 50 лет работы не было ни одного инцидента. Ранее рядом с институтом проживало 3000 человек, а сейчас — уже 15 000».
Марат Шибутов — политолог, член Национального курултая, высказался за строительство АЭС. Он привёл в доказательство своих слов сценарий развития событий в Актау, где уже сейчас постоянные проблемы с электро- и водоснабжением.
Генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Казахстана Марат Дулкаиров объяснил, что при всём желании альтернативы АЭС нет.

Марат Дулкаиров выразил обеспокоенность по поводу будущего использования газа в энергетике. Он отметил, что запасы этого ресурса могут иссякнуть. Эксперт подчеркнул, что использовать газ для производства электроэнергии лучше, чем уголь, из-за меньшего количества вредных выбросов. В Туркестане, Кызылорде и Алматы начали строить парогазовые станции общей мощностью более 2000 МВт, должны закончить через три года. Однако есть сомнения, что газа для их работы хватит.
Он также выразил скептицизм по поводу возобновляемых источников энергии, таких как солнечные и ветровые установки, называя их ненадёжными, непредсказуемыми и дорогими. Марат Дулкаиров подчеркнул, что такие источники могут генерировать лишь малую часть необходимой электроэнергии, и сравнил их эффективность с попыткой заменить огромного слона маленькими кроликами. Специалист считает, что решение вопросов энергетики не должно зависеть от мнения людей, не обладающих специализированными знаниями, и напомнил о важности надёжного электроснабжения. Это, в частности, необходимо для обеспечения Алматы чистой питьевой водой.



Во время речи энергетика Дулкаирова в зале подняли шум. Активисты, которые были против строительства АЭС, перебивали спикера, кричали об авариях на атомных станциях, иронически комментировали презентации экспертов. В чём конкретно заключались их претензии, понять было трудно.
Скооперировавшись, активисты начали скандировать имя Асета Наурызбаева, эксперта в области энергетики и экономики, бывшего главы KEGOC. Они требовали, чтобы ему тоже дали 10 минут как докладчику с альтернативной точкой зрения (несмотря на то, что он не был заявлен в программе). И Асету Наурызбаеву дали слово:
«Я хотел бы обратить ваше внимание, что президент сказал передать право выбора народу. Но, конечно, народ не обязан разбираться в энергетике. Более того, всем известно, что дефицит энергии может быть как с участием атомной генерации, так и без участия атомной генерации, и для этого не нужно быть профессором, для этого нужно просто посмотреть на карту мира и посмотреть, что только 33 страны имеют атомные станции. А те страны мира, которые их не имеют, тем не менее, обеспечены электроэнергией», сказал Асет Наурызбаев.
На это заявление уже ответил политолог Газиз Абишев, читайте его мнение здесь.
Асет Наурызбаев призвал всех присутствующих обсуждать только три вопроса: не лезть в дебри точных наук, не рассуждать абстрактными цифрами, а ответить, готов ли народ Казахстана взять на себя ответственность за:
1) Передачу следующим поколениям радиоактивных отходов, которые нужно охранять.
2) Потерю озера Балхаш в случае экологической катастрофы.
3) Иностранное влияние на энергетику.
«Мы производим сырьё для ядерного топлива, но это сырьё где-то надо обогатить. Казахстан не обладает технологией обогащения и никогда не будет обладать ею, потому что Казахстан подписал договор отказа от ядерного оружия, которое запрещает нам обогащать уран. Поэтому мы должны наш продукт отправить куда-то — скорее всего, в Россию, — и получить оттуда обогащённый уран, чтобы сделать таблетки. Это никто не говорит. Это важнейшая часть, так как под контролем мирового сообщества никогда Казахстану не разрешат обогащать уран. Вдруг мы сможем сделать атомную бомбу?»сказал Асет Наурызбаев
После его выступления началась неразбериха. Активисты скандалили, и у спикеров не было возможности ответить на вопросы, поставленные бывшим главой KEGOC.
Наша редакция связалась с Бауржаном Ибраевым — физиком-ядерщиком, бывшим главным директором по производству и ядерно-топливному циклу АО «НАК «Казатомпром», которому так и не дали последовательно ответить на вопросы Асета Наурызбаева во время слушаний. Так что мы провели собственную сессию вопрос-ответ:
Действительно ли АЭС оставит будущим поколениям горы радиоактивных отходов?
«Во время работы атомной станции в топливном цикле используется только 1% урана, содержащегося в топливе. После этого топливная сборка превращается в отработанное ядерное топливо, которое можно переработать и снова использовать в качестве топлива. Этот процесс, называемый рециклингом, позволяет многократно использовать ядерное топливо, фактически не оставляя отходов. Говорилось, что на атомной станции ежегодно образуется всего около 50 тонн отходов, которые легко хранятся. Для сравнения: на любой угольной станции образуется 200–300 тысяч тонн отходов в год. Причём этот "вагон" ядерных отходов завтра снова может стать топливом», ответил Бауржан Ибраев.
На вопрос о количестве воды, используемой атомной станцией при размещении возле озера Балхаш, отвечал другой спикер в своём докладе, но и здесь Бауржан Ибраев кое-что уточнил.
«Угольная генерация также требует значительного потребления воды, и потери воды при этом гораздо выше, чем при атомной генерации. Об этом мало кто знает или обращает внимание. При обоих видах генерации турбину вращает пар, но в угольной генерации используется больше воды, и её возвратность ниже. В атомной генерации есть специальные градирни* для охлаждения, которые эффективнее возвращают воду в цикл. В угольной генерации таких систем нет, что приводит к значительным потерям воды».
*Градирня — устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком воздуха.
Вопрос третий, связанный с этапом обогащения урана, который добывают у нас и должны будут отправлять непонятно куда: действительно ли у Казахстана на этом этапе есть такие риски?
«У Казахстана есть доля в двух обогатительных предприятиях: это Международный обогатительный центр в Ангарске и Центр обогащения урана в Северске. Мы получаем уран по выгодным условиям, так как Россия предоставила нам долю в своих обогатительных мощностях в обмен на природный уран. Поэтому у Казахстана нет особого интереса в строительстве новых обогатительных мощностей», объяснил Бауржан Ибраев.
Связались мы и с одним из противников строительства АЭС. Эколог Мэлс Елеусизов — казахстанский общественный деятель, который тоже не должен был выступать, но потребовал дать ему время для доклада.
По словам эколога, он с 1989 года участвовал в Антиядерном движении «Невада — Семипалатинск», изучая последствия ядерных аварий, таких как катастрофа в Чернобыле и инциденты в Японии. Он отметил, что Чернобыль был вызван человеческой ошибкой, а японская авария — цунами. Недавняя утечка радиоактивной воды снова подтвердила риски, связанные с ядерными реакторами.
Выступления учёных, которые объясняли устройство АЭС на публичных слушаниях, он назвал сказками.
«Это просто им задание дали, они поэтому и говорят, что от них требуется. Это не учёные, это дешёвки ради денег, не ради работы, конечно. Но они по заданию сейчас работают. Вот сегодняшнее совещание, которое было проведено, это просто рекламная кампания АЭС», заявил Мэлс Елеусизов.
Эколог убеждён, что никаких принципиально новых технологий строительства АЭС пока нет. Он считает, что создание новых атомных станций сопряжено с высокими затратами и коррупцией. Кроме того, он обеспокоен состоянием озера Балхаш.
Ещё один любопытный момент. Во время сессии вопросов женщина, которая представилась работником ТЭЦ с большим опытом, поинтересовалась:
Если произойдёт авария, и воды для охлаждения реактора не хватит в Балхаше, что будет предприниматься в таком случае?
Ей ответил Денис Зарва, заместитель главного инженера в Национальном ядерном центре РК.
По его словам, если когда-нибудь (хотя вероятность такого развития событий минимальна) это произойдёт, то воспользуются сухим охлаждением. Он объяснил, что такой метод охлаждения активно применяют на российских реакторах и на действующих ТЭЦ.
Кроме того, Денис Зарва рассказал, что новое устройство корпуса, которое состоит из стали и бетона, имеет купольный вид. Поэтому события никогда не смогут пойти по такому же сценарию, как при аварии на Чернобыльской АЭС. С учётом разработанной ловушки (мы о ней писали выше), которая будет установлена на реакторе третьего поколения, сценарии всех прошлых аварий учтены и будут нивелированы.
В такой атмосфере прошло слушание по строительству АЭС в Алматы. Удалось ли сторонникам и противникам мирного атома прийти к взаимопониманию, судите сами. Мы уже пробовали выяснить, помогают ли эти обсуждения сформировать нужное властям общественное мнение, в этом материале.
Читайте также:
Лента новостей
- Жара и дожди: прогноз погоды на 12 июля
- «Верните нам землю!»: в Актобе люди требуют остановить строительство двухэтажного торгового дома возле их жилья
- Полицейский стрелял в подчинённых из рогатки? Инцидент в области Абай
- Китайская компания планирует построить современный порт в Актау
- Легковушка врезалась в грузовик на трассе Караганда — Астана, есть погибшие
- Казахстан снял пошлину на галлий, но закрыл вывоз меди и алюминия
- Пузырь на KASE? Миллиардер Булат Утемуратов за две недели «разбогател» на семь миллиардов долларов
- Вечные проблемы Алаколя: бизнес жалуется на свет, связь и дороги
- Триллион за год: казахстанцы спустили состояние на туризм
- С книгой о захвате власти поймали иностранца на границе с Кыргызстаном
- Акимат объяснил переезд воспитанников детдома «Баганашыл»
- Алматы превратился в Сеул: что за кино снимают в южной столице
- Известных спортсменов Казахстана отказались заселять на сборы из-за двухлетнего ребёнка
- Суд по делу о пытках фигурантов «Хоргосского дела № 1» засекретили
- Казахстан между ливнями и зноем: погода резко разделила регионы
- Гадалки, астрологи и экстрасенсы заработали почти три миллиарда тенге за год в Казахстане
- Приезжают на ногах — уезжают на носилках: скольких казахстанцев доставили санавиацией из-за рубежа
- В Павлодаре наказали ресторан, который не закрылся после массового отравления
- Главный налоговик Жамбылской области получил штраф за игнорирование суда
- Казахстанские банки могут обязать давать отсрочку «социально уязвимым» заёмщикам