Авиашоу или авиашок? Энтузиасты превратили аэродром Байсерке в праздник неба

cover Фото: Камила Ермаханова, Orda.kz

17 августа на военном аэродроме в селе Еркин близ Алматы прошло авиашоу. Удалась ли попытка превратить страсть к полётам в событие для широкой публики? Выясняла корреспондент Orda.kz

Хроника полётов

Аэродром Байсерке — место с историей, уходящей корнями в 1930-е годы. Аэродром зародился как форпост аэроклуба «Осоавиахим» — добровольного общества, призванного развивать авиацию и оборону. Государственным и хозорганизациям партком поручил оказывать аэроклубу «всемерное содействие».

Позже он вошёл в систему ДОСААФ — добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Здесь тысячи юношей впервые садились за штурвал и прыгали с парашютом. Через Байсерке проходили и будущие космонавты — Талгат Мусабаев и Дмитрий Кондратьев.

Есть и неожиданные страницы. В июле 2005 года аэродром стал площадкой для российского рок-фестиваля «Нашествие-130». А в 2012 году отсюда поднялся в воздух первый казахстанский сельскохозяйственный самолёт «Арай», собранный по канадской лицензии.

Сегодня Байсерке остаётся центром малой авиации: здесь базируются частные аэроклубы, проходят прыжки с парашютом, тренировки по пилотажу, парапланы и авиамоделизм. Но держится всё на энтузиазме местных, которые год за годом превращают заросшее поле в аэродром. В 2024 году здесь впервые за 16 лет провели авиашоу. Возвращение подстегнуло энтузиастов на второе авиашоу в нынешнем году. 

Второй заход

В день события к девяти утра на аэродроме начали собираться журналисты: пресс-конференцию устроили прямо в ангаре парашютистов. Брифинг вели две легенды авиации.

Юрий Ельцов, заслуженный тренер КазССР по самолётному спорту, чемпион СССР, Азии, СНГ и Казахстана. Недавно отметил 72-летие, но в воздухе словно обнуляет возраст. Перегрузки, при которых тело становится на порядок тяжелее, для него — рабочая норма. Дважды совершил перелёт из Алматы в США, получив особое приглашение на празднование 500-летия открытия Христофором Колумбом Америки. Один из полётов стартовал прямо с Байсерке в Сан-Диего, а второй — через Берингов пролив, на вертолете Ми-2.

Вторым пилотом в том полёте был Владимир Анцупов — мастер спорта СССР, чемпион Казахстана по самолётному и вертолётному спорту. Универсальный лётчик: навыки охватывают семь типов летательных аппаратов.

На щербатом асфальте развернули музейную линию, а рядом, без всякой церемонии, встали палатки со съестным. Очереди к еде тянулись без перерыва — от первой жары до закрытия шоу. По оценкам туристского информационного центра Алматинской области, на мероприятие продали более 10 тысяч билетов.

«Помимо этого было очень много пригласительных билетов. В общем, здесь сегодня тысяч 15 точно было. По количеству задействованных людей здесь больше вопрос к самим организаторам. Со стороны акимата, управления туризма алматинской области мы вышли всем составом — около 20 человек. Волонтёров 60–70 человек. Также были задействованы все службы: МЧС, скорая помощь, полиция»,сказал представитель ведомства. 

Толкотня была и у воздушных шаров. Самые стойкие могли полетать на монгольфьере за 10 тысяч тенге.

«Это тепловой аэростат класса AX. Я родился в Сургуте — там в местный аэроклуб в 90-е купили такой аэростатик. Пришлось всё это изучать и пробовать самому: тогда ведь другой техники почти не было, и каждая новая оболочка воспринималась как праздник. Я успел освоить их ещё в те годы, когда небо над городом только начинало открываться для любителей»,рассказал Сергей Семёнкин. 

Томительное ожидание накалялось с той же интенсивностью, с какой солнце держалось в зените.

В полдень под гимн Казахстана шоу наконец началось. Его открыл советский многоцелевой вертолёт Ми-2, был разработан ОКБ Миля в начале 1960-х годов и впервые поднялся в небо в 1961-м. Серийное производство наладили в Польше на заводе WSK PZL-Świdnik уже в 1965 году. До самого конца выпуска в 1992-м было построено более 5400 машин.

Ми-2 с Владимиром Анцуповым на борту. Фото: Камила Ермаханова / Orda.kz

Затем явился еле заметный силуэт Ан-2. На высоте в полторы тысячи над землёй он высыпал парашютистов. Поочередно в небе раскрывались купола и тянулись вниз, пока каждый не оказался на земле.

Среди парашютистов — полковник запаса, вице-президент Казахстанской федерации авиационного спорта Тимофей Меркулов. Лицензированный тандем-инструктор, которых в Казахстане единицы. Первый казахстанский спортсмен, приземлившийся на пирамиды в Египте и Эльбрус. Кроме прочего — готовил артистку Ляйлу Тажибаеву к прыжку с парашютом с кобызом. Позже они вошли в казахстанскую Книгу рекордов.

«В 2011 году я совершил свой первый прыжок в Астане и загорелся этим видом спорта. К 2013 году прыжков стало 50. Затем поехал в Россию, прошёл на аэродроме Пущино ускоренный курс обучения AFF (Accelerated Free Fall). Сейчас у меня 1550 прыжков»,поделился Тимофей.

Сам «кукурузник» тоже сделал пару кругов над аэродромом. Руслан Шуклинов ограничился неспешными пролётами вдоль полосы. Рабочая лошадка сельхозавиации вполне себе музейный экспонат на ходу.

Ан-2. Фото: Камила Ермаханова / Orda.kz
«Я в авиации с 2010 года. Начинал с прыжков с парашюта. Было такое хобби. В девятом классе решил поступать на пилота. В 2012 году окончил школу и поступил в колледж при Академии гражданской авиации. Отучился два года и с 2014 года получил пилотское удостоверение. Сразу же пришёл на аэродром Байсерке. Тот же самый аэродром, с которого и начался мой лётный путь»,поделился Руслан Шуклинов. 

Второе дыхание у зрителей открылось после «танца» Ми-2: вертолёт двигался в такт музыке, выполняя повороты и плавные манёвры на малой высоте.

 

Зрители в это время балансировали на земле: то прильнут к ограждениям, то к редким навесам в поисках тенька.

Парашютисты второго разряда Денис Заплаткин и Фарух Маратов эффектно выполнили купольную акробатику: спиральный пилотаж.

Были в небе и женщины-парашютистки: призёр республиканского чемпионата Венера Бидахметова, на счету которой более 700 прыжков, Ирина Морозова с 500 прыжками и Маргарита Пароник с 170 прыжками и третьим разрядом.

Фото: Камила Ермаханова / Orda.kz

Особняком «нырял» в небо центр парашютной подготовки Вооруженных сил РК: мастер спорта Денис Исламов, Даурен Ержанов, Жаксылык Ерназар и Руфат Мурзапаров. Рядом нарезал круги беркут, словно проверял чужаков в своей стихии.

Тяжёлый многоцелевой Ми-8 почти буднично превратился в воздушного пожарного с подвеской водосливным баком. Такими тушат степные и лесные пожары в Казахстане.

После «яков» появились Socata, Tecnam, Pipistrel, Partenavia, Pilatus PC-12. Новая техника звучала тише и двигалась строже, без характерного жужжания старых поршневых машин. Их гладкие силуэты подчёркивали, что малая авиация давно шагнула в XXI век.

Чёткую работу экипажа показали командир Андрей Пьяньков и второй пилот Владимир Кузьмин на итальянском высокоплане Partenavia P.68. Владимир Анцупов показал целый набор сложнейших фигур высшего пилотажа: петля Нестерова, штопор, бочка, восьмёрка и другие элементы, требующие от пилота филигранной техники и предельной концентрации. Каждая из них — это проверка на прочность и для самолёта, и для человека, ведь ошибки в таких режимах не прощаются.

Воздушную акробатику продемонстрировал Ербол Оспанов — заведующий кафедрой лётной эксплуатации воздушных судов Академии гражданской авиации. За 50 лет в авиации, 18 из которых — шеф-пилот и командир воздушного судна Нурсултана Назарбаева. Общий налёт 25 тысяч часов. 

Испытание пределов неба и собственной конструкции:

Динамика шоу разгонялась к финалу. Здесь слова излишни:

Слегка перевести дух дали на десантировании пожарных с легендарного Ми-8. 

Затем с двух Ан-2 под управлением десантировали 24 парашютистов разом.

Кульминация: синхронный пилотаж квартета Як-18Т Андрея Анцупова, Як-52 Владимира Анцупова и Вячеслава Цаплина и Як-55 Юрия Ельцова.

За громким названием «авиашоу» на аэродроме Байсерке — вообще-то объекте четвёртого класса, где полосы хватает лишь для малой авиации, — для зрителей создали камерное, но живое представление. Но всё это стало возможным раз в год благодаря настойчивости энтузиастов, превращающих небольшую взлётную полосу в праздник для своих.

Стоит вспомнить, что в мире подобные события давно стали витринами индустрии. Во французском Ле-Бурже и британском Фарнборо новые Airbus и Boeing сверкают на солнце перед миллиардными контрактами, в американском Ошкоше под Висконсином целый город на неделю превращается в аэродром, а в Фэйрфорде военные выводят на подиум всё — от транспортников до истребителей.

На их фоне особенно заметно разнится уровень. Там авиашоу тянет за собой индустрию — от гостиниц и трансфера до сувениров и ресторанов, а билет стоит от 500 долларов. Здесь корреспондент купила вход за четыре тысячи тенге, а дорога туда и обратно на такси обошлась в десять. И хотя со сцены не раз говорили о привлечении молодёжи, на деле для детей условий оказалось несоизмеримо мало, и часть удовольствия была потеряна. Конечно, можно всё списать на субъективный взгляд, но с элементарным дискомфортом мириться трудно. А если уж целиться на республиканский уровень, говорить о туризме и о вовлечении молодёжи в гражданскую авиацию, то нужно нечто большее? Но и это зеркало: национальная авиация в стране лишь идёт на взлёт, и путь, возможно, начинается и с таких редких и энтузиастских попыток.

Читайте также:

Лента новостей

все новости