Алмаз Шарман: «О землетрясении 1967 года я помню лишь спокойствие родителей»

cover

Гостем рубрики «Интервью» на youtube-канале «ORDA News» на этой неделе стал Алмаз Шарман. Гульнар Бажкенова поговорила с ним о питании казахстанцев. Orda.kz не смогла не спросить коренного алматинца о землетрясении, которое произошло в день записи. 

Есть шутка, что настоящие алматинцы во время землетрясений вообще никогда не выходят из дома, переворачиваются на другой бок и дальше спят. На сколько это правильное поведение? И соотвествует ли это мнение реальности?  

— Я живу в Алматы с 1963 года и хорошо помню 1967, когда было довольно серьёзное землетрясение, даже похлеще чем это. Если мне не изменяет память, то оно было именно такой магнитуды, порядка шести или семи баллов. Мы жили в крупнопанельном доме и всё шаталось. Я, конечно, был перепуган очень сильно. Потом несколько раз случались подобные явления —  в 70-е и в 80-е годы, то есть Алматы периодически трясёт. Я не скажу, что с этим нужно смириться, в этом ничего хорошего нет.

Но вот эту ночь вы как пережили? Сильно качало?

— Сильно качало, да. У нас дом скрипел. Естественно, моя супруга переживала, также как и мой отец. Я сказал успокоиться, всё нормально. Первый толчок он самый сильный, а потом это уйдёт в афтершоке на угасание. Сан-Франциско в такой же зоне сейсмоопасности как и Казахстан, может даже хуже. Сто лет назад было просто разрушительное землетрясение. Там всё буквально расписано что делать на такой случай. Дома не высокие относительно, лёгкие конструкции. У меня сын живёт там, и он чётко знает, что ему предпринимать, если случится землетрясение. Поэтому хотелось, чтобы здесь МЧС и другие службы проинструктировали всех, что нужно делать, как покидать высокие этажи и где укрыться? И, второе, что нужно иметь в чемоданчике с собой на случай сейсмических и других катаклизмов. 

Как люди себя вели в 1967 году во время землетрясения? 

— Ну конечно многие паниковали. В моей семье я помню спокойствие у своих родителей. Я сам переживал, но меня успокоили. Потом я стал взрослее и уже более ответственен. Жил в многоквартирном доме. Не скажу, что сбегал или прыгал со второго-третьего этажа. Но тем не менее, подобные происшествия вызывали переполох у знакомых. Точно так же, как вчера было. По-моему, в 80 годы было землетрясение, но не такой магнитуды. Но 1967 год хорошо помню. Люстра, которая раскачивалась, до сих пор у меня перед глазами. 

 

Тут нет какой-то фатальности, в том плане, что контролировать это трудно, полагаться на природу. Где-то рядом всегда будет эпицентр...

— Во-первых, разрушений не было, на сколько мне известно. Трещины были там какие-то. Это уже хорошо. Пять-шесть баллов — это не мало, но это не как в Турции, где развалилось всё, посыпалось. Поэтому всё-таки есть строительные стандарты. Не скажу, что они полностью соблюдались. Но, на сколько мне известно, в советское время за ними строго следили. В зонах разлома даже невозможно было строить. Сейчас, мне кажется, очень важно пересмотреть разрешительные меры. У нас уже горы — это насыпные массы. Я даже не представляю, как люди там не бояться жить. Это может просто покатиться. Как им давали такое разрешение, не могу понять? Но в целом, многоэтажные дома, которые турецкие компании строили, выдержали. Это уже хорошее знамение, но оно не исключает, что более серьёзные землетрясения вызовут разрушения. Здесь нужно быть наготове, нужно контролировать ситуацию.

Видеоинтервью с президентом Академии профилактической медицины Казахстана, Алмазом Шарманом выйдет в этот четверг. Главной темой разговора стало питание казахстанцев и его влияние на здоровье людей.

Автор - Дарья Ходько

Читайте также:

Лента новостей

все новости