Академия, лига или союз? Господдержка кино, как повод для скандала
Министерство культуры и спорта Казахстана после митинга кинематографистов создаёт независимую комиссию, которая повторно рассмотрит заявки, поступившие на питчинг Государственного центра поддержки национального кино. Почему это решение неоднозначно? Зачем нужен ещё один надзорный орган? И почему государственное финансирование становится предметом вечной грызни внутри индустрии?
Явные и скрытые проблемы ГЦПНК
Митингующие вышли к гостинице «Алматы», где располагается офис киноцентра, с требованием пересмотреть решение о допуске более 150-ти проектов. Что примечательно, вышли они говорить от лица всех кинематографистов, хотя представляли исключительно свои интересы. Это вам не забастовка сценаристов в Голливуде, где к митингующим из чувства солидарности присоединялись мировые звёзды с многомиллионными гонорарами, – тут каждый сам за себя.
Начнём с киноцентра. Проблемы вокруг ГЦНПК возникли с момента его основания в 2018 году. Что такое питчинг и как в нём участвовать, мало кто понимал. Потом кому-то стало обидно, что все деньги забрали у «Казахфильма» – звучали пафосные речи о спасении наследия, следом, правда, те же люди заняли руководящие должности в ГЦПНК и резко расхотели что-либо спасать. Далее была битва за кресло председателя, в результате которой должностей лишилась не только команда Гульнары Сарсеновой, но и министр культуры и спорта Актоты Раимкулова. Потом – взаимные обвинения в коррупции и протекции. И тоже небезосновательно – иначе, как вышло, что в год, когда в экспертном совете киноцентра заседали Меруерт Утекешева и Смагул Елубай, финансирование получили проекты, снятые их родственниками («Ақ боз үй» и «Кыз Жибек: рецепт любви и успеха»).
Нынешний председатель ГЦПНК Есетжан Косубаев начал с того, что провёл питчинг в 2021 году, результаты которого ждали несколько месяцев, но не дождались. Они были аннулированы из-за нового закона о финансовой устойчивости компаний, которые имели право на соискание государственной поддержки.
Через год из экспертного совета вышла Салтанат Дунгенбаева. Своё решение драматург никак не прокомментировала, но и безопасных формулировок вроде «по семейным обстоятельствам» или «в связи с переходом на другую работу» тоже не использовала. Дескать, догадайтесь сами.
А догадаться, на самом деле, несложно. К примеру, никто в ГЦПНК так и не объяснил, почему во время питчинга, вопреки регламенту, во главе экспертного совета заседает председатель киноцентра Косубаев, отпуская комментарии в духе «Про коррупцию вам ещё рано снимать, есть более мастеровитые руки, кто её через себя пропустил». Это цитата!
И зачем экспертному совету два председателя, если один – актёр и режиссёр Досхан Жолжаксынов – в итоге, оказался председателем номинальным?
Другие члены экспертного совета занимались не разбором проектов, а наставлениями, поучениями и… расистскими выпадами. К примеру, при защите проекта «Моя большая казахская семья», в котором одним из главных персонажей является британец африканского происхождения, режиссёр Талгат Теменов неоднократно повторил слово «негр». Ну, а что? Мы же не на загнивающем западе с его политкорректностью.
А теперь к митингующим. Среди них, в частности, можно было заметить драматурга Ерлана Толеутая – ещё в прошлом году члена экспертного совета, являвшегося, вопреки регламенту (кого этим можно удивить?!), автором сценария проекта, допущенного к питчингу.
Впрочем, Толеутай ещё с одним проектом пришёл, тогда как год ранее член экспертного совета Геннадий Земель принёс на питчинг целую пачку своих сценариев (с разными режиссёрами), и их всерьёз обсуждали.
Это лишь малая часть спорных эпизодов, которыми обрастает ГЦПНК. Есть и более фундаментальные.
Или как вышло, что из двенадцати анимационных проектов, которые официально были запущены в производство, до зрителя не дошёл ни один?
Бесхозный «Казахфильм»
Кресло председателя ГЦПНК не успевает остывать под телами новых председателей – их было трое за пять лет. Но государственная киностудия пошла дальше: вот уже полгода она живёт без президента. Своего, разумеется.
Предыдущий глава «Казахфильма» Акан Сатаев покинул пост по собственному желанию в сентябре прошлого года, оставив на посту и.о. Галымжана Ералиева. Собственно, с тех самых пор у студии нет официально назначенного руководителя.
Равно как нет и никаких новостей о планах. Разве что вице-президент «Казахфильма» Серик Абишев регулярно говорит о том, что студия увязла в бюрократическом болоте и вместо производства и выпуска картин бесконечно перекладывает стопку бумаг из одной стороны в другую.
К примеру, неожиданным долгостроем оказался ремейк/сиквел «Нашего милого доктора», запущенный в 2019 году. С тех пор у проекта сменился постановщик (Равиль Трумов вместо Аскара Бисембина), актёрский состав (заявленная на первой пресс-конференции Данелия Тулешова так и не снялась в фильме) и название (теперь картина называется «Нам нужен доктор»). Но фильм никто, кроме сотрудников «Казахфильма», так и не увидел.
Что уже говорить о таких лентах, как «Авель» Ельзата Ескендира и «Операция «Набат» Рашида Сулейменова, которые были запущены в прошлом году. Кино вроде есть, но что с ним делает студия, никто не понимает.
Отдельного упоминания стоит «Долгое эхо» – последний фильм ныне покойного Сатыбалды Нарымбетова, который взялся закончить его сын, Аскар-Мухит Нарымбетов. О состоянии проекта красноречиво говорит тот факт, что в этом году он оказался в списке допущенных к питчингу ГЦПНК. То есть, картина не закончена и непонятно, когда её производство завершится.
Две крепости и битва трёх королевств
Если художественно осмыслить нынешнюю ситуацию с кино и государством, то возникает любопытная метафора. ГЦПНК и «Казахфильму» в ней отводятся роли непробиваемых крепостей, куда стремятся прорваться кинематографисты, не сумевшие по тем или иным причинам, реализоваться в «частном секторе».
Первое из них – Союз кинематографистов Казахстана, созданный ещё в советские времена, ценность и задачи которого носят ныне, скорее, музейный характер. Там любят ностальгировать по прошлому, ругать настоящее и с тревогой думать о будущем.
Риторика в духе «Помню, как в СССР хорошо было» отлично коррелирует с бесконечным потоком интервью председателя союза Ермека Турсунова.
Второе объединение – Национальная академия кинематографических искусств и наук, чьим президентом является Рашид Нугманов. При своём зарождении академия с помпой раздавала награды (хватило их на три года), сейчас же она проводит регулярные собрания, где неустанно обсуждаются системные проблемы киноиндустрии Казахстана. После чего академия… расходится до следующего собрания.
Третье объединение возникло в этом году, назвав себя Лигой казахстанских кинематографистов. Собственно, её члены и вышли на тот самый недавний митинг перед зданием ГЦПНК.
Если я всё правильно понял, то главной задачей лиги является битва с киноцентром и «Казахфильмом» за госбюджет. То есть, несильно отличается от задач союза и академии. Но если у последних в аргументах заслуги прошлого, то у лиги – несуществующие заслуги будущего. Впрочем, надо отдать должное: только созданная организация смогла достучаться до министерства, пусть и своеобразным способом.
NB: после публикации этого материала представители Лиги кинематографистов Казахстана сообщили, что отдельные её участники представляли на митинге исключительно себя и отстаивали собственные интересы. Сама лига, как организация, в митинге не участвовала.
А куда смотрит министерство?
Все эти организации и независимые объединения на самом деле конкурируют только за одно – внимание Министерства культуры и спорта.
Актоты Раимкуловой не хватило характера, чтобы совладать с междоусобицами ГЦПНК и «Казахфильма». Сменивший её на посту Даурен Абаев пробыл в кресле меньше года и больше прославился рассуждениями о том, где казахстанским туристам лучше – сверху или снизу. Нынешний министр Асхат Оралов в силу то ли неопытности, то ли незаинтересованности, решил никак не реагировать на национальный кинематограф, занявшись чествованием спортсменов и посещением музеев.
И здесь опять возникает ключевая проблема индустрии: в министерстве никто не понимает, что делать с кинематографом.
Собственно, этим как будто и занимаются вице-министры, пересидевшие нескольких начальников.
Что касается решения о введении некой независимой комиссии (а кто в неё будет входить?), то сейчас оно видится крайне спорным. С одной стороны, министерство как будто выполнило задачу «слышащего государства» и пошло навстречу кинематографистам. С другой – где гарантия, что теперь те же лига, союз или академия не будут устраивать митинги по любому поводу?
P.S. Я обращался за официальным комментарием к заместителю председателя Комитета культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Гани Муратову по вопросам, поднятым в тексте, но ответа не последовало.
Лента новостей
- В Казахстане появится новый госорган
- Фаворит «Евровидения» из Нидерландов дисквалифицирован
- Супруга Сакена Мамаша рассказала страшные подробности многолетних истязаний
- Древнейшее городище Сарайшык оказалось в зоне риска подтопления
- Джокович впервые появился на публике после травмы головы
- Уроженец Казахстана спас пассажира из утонувшего автобуса в Санкт-Петербурге
- Казахстанца, который сорвал советский флаг, наказали
- Orda News — традиционный обзор событий недели
- За Салтанат: противники бытового насилия высадили аллею деревьев в Астане
- Казахстан стартовал с победы на чемпионате мира по хоккею
- Криминалиста убили в Костанайской области
- Министры иностранных дел Армении и Азербайджана завершили двухдневные переговоры в Алматы
- Сербия выделила Казахстану 1 млн евро
- 130 семей получили новые дома после паводков
- «Бедные» энергетики. Как массовую гибель птиц в Казахстане оправдывают экономией
- Константин Канцеров назначен заместителем начальника Службы государственной охраны РК
- Руководитель Администрации президента Айбек Дадебаев рассказал, куда направляются возвращенные государству незаконные активы
- Четвёртые сутки защитные дамбы сдерживают «большую воду» в Атырауской области
- Автобус с пассажирами упал в реку в Санкт-Петербурге: погибла уроженка Казахстана
- 10 человек за неделю погибло в автомобильных авариях в Карагандинской области